Дина НИЯЗОВА: Нужна ли классическая музыка Казахстану?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, проанализирую то, что происходит в последние годы в сфере культуры и искусства в отдельно взятом регионе.
Если говорить в целом о тенденциях, то, конечно, есть прорыв на мировую сцену представителя школы классической музыки Димаша КУДАЙБЕРГЕНА. Но это огромная удача отдельно взятого человека с большим талантом. В остальном можно наблюдать некую однобокость развития и полное отсутствие помощи молодым представителям классической школы.
В той же России есть отличный пример для подражания - Дом музыки Санкт-Петербурга. Он известен своими строгими прослушиваниями и четким отбором среди играющих классику, что дает право молодым виртуозам выступать по всей стране и за рубежом, набираться опыта и представлять свою культуру за пределами государства.
Более того, у соседей есть канал “Культура”, а также огромное количество профессиональных конкурсов и шоу, например “Щелкунчик” и “Большая опера”.
А что у нас? Да нам даже по телевидению в этом плане лицезреть особо нечего. Все направлено на развитие эстрадных жанров - от детского до взрослого пения, и то в большинстве случаев под минусовку.
Скажу больше: ни за весь период нахождения в СССР, ни сейчас в таких отдаленных районах и крупных поселках Актюбинской области, как Байганин, Хобда, Уил и Кенкияк, не было и нет классов фортепиано, скрипки, академического вокала и многого другого. Все сконцентрировано вокруг самого Актобе, но и этого, если ничего не предпринять, скоро может не стать.
Рояли и пианино не обновляются, потому не исключено, что дорогой вид искусства в будущем мы станем вспоминать только по фото- и видеоархиву.
В городе также нет настройщика, он занят преподаванием в колледже, да и возраст не позволяет ему заниматься этим полноценно.
Также в Актобе отсутствует камерный зал для выступлений артистов-классиков.
В городе, где проживает не менее 540 тысяч человек, недостаточно и музыкальных школ, нужно еще пять-шесть таких учебных заведений. Но будут ли их строить, если госзаказ по классическим инструментам - пианино и скрипке - ничтожно мал по всем регионам?
Немало вопросов и к концепции культурного развития региона. При таких масштабах численного роста нам нужен будет и музыкальный театр, и даже театр оперы и балета (мы все-таки родина академика Ахмета Жубанова).
И тут может возникнуть вопрос: а откуда столько зрителей-почитателей найдется?! Удивлю: за последние пару-тройку лет в городе наблюдается культурный бум. И все благодаря сложившейся до пандемии среди местных коллективов тенденции приглашать на концерты своих родных и друзей. А те - своих близких. Ходить в театры и филармонию стало модно.
Эта тенденция, к слову, высветила еще одну проблему - острую нехватку домов культуры, где именно взрослые могли бы проявить свой талант. Людям надоело только есть в кафе и барах. Они давно созрели и жаждут живого и умного, душевного и образовательного.
И здесь ДК могли бы переформатировать свою работу под креативные центры с караоке-классами, залом для просмотров некоммерческого кино с дискуссиями после сеанса, с множеством кабинетов для музыкально-эстетического развития. Причем люди готовы платить за это. Но такое чувство, что государству все равно, как проходит культурная жизнь казахстанцев.
Не могу не отметить и отсутствие специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей. Особенно для талантов из глубинки, мечтающих о большой сцене. А так как ее нет, многие самородки уезжают и зачастую не возвращаются.
В результате мы имеем неукомплектованный камерный оркестр, который из-за этого играет только так называемые приспособленные произведения для существующего состава. Да и отсутствие некоторых инструментов нередко вынуждает дирижера выкручиваться при выборе музыкального материала. Впрочем, такое творится везде. Исключение составляют разве что Нур-Султан и Алматы.
Поэтому, учитывая эти факты, мой ответ на вопрос, нужна ли классическая музыка Казахстану, скорее нет, чем да.
А ведь наша современная культура в глобальном мире не может быть сфокусирована только на традиционной музыке. Она очень глубока, и мы гордимся, когда наши национальные инструменты - домбра, кобыз, кыл-кобыз, шертер - блистательно звучат в руках виртуозов этой школы. Но путь своего развития эти инструменты приобретают лишь в тесном контакте с классической школой.
Дина НИЯЗОВА, музыкант, общественный и культурный деятель