Жанай АКАНОВ: Выводов не сделали
Страна готовится к второй волне пандемии, а я переживаю о том, что не сделано главного: не было ни анализа, ни выводов из весенне-летней ситуации.
Сразу оговорюсь, это мое частное мнение, но, скорее всего, второй волны не будет, так как у нас слишком много людей уже переболели, особенно в крупных городах, которые и являются рассадником инфекции. Но в любом случае сейчас надо прекратить говорить о том, как все плохо. Народ морально и физически устал от коронапсихоза и паники. Население надо успокаивать, иначе следующая волна будет состоять из психозов и попыток суицида.
Да, это здорово, что готовятся дополнительные стационары, и надо продумать, как развернуть их не за неделю-две, а за сутки. Но об этом должен знать узкий круг специалистов - не надо кричать и подогревать ажиотаж. Вообще, мне кажется, государству иногда лучше промолчать, чем говорить что попало.
Например, не нужно было обещать компенсации врачам. Сказали бы: “Работайте, это ваш долг, по ходу разберемся с матчастью”. Не надо было обещать, что заболевшим выплатят по два миллиона, семьям умерших - по десять и т. д. Люди испытали жестокое разочарование. Врачи и так выгорели за это время, а тут еще многих просто кинули.
И еще бесполезно, на мой взгляд, обвинять во всем только одного главу Минздрава. Похожая ситуация была во многих странах, в той же Испании и Италии. Оказалось, что многое работает лишь на бумаге, существующие системы перегружены, здравоохранение не способно держать удар. Коронавирус задрал подол всему земному шару и показал все грязное белье. Не думайте, что мы в исключительном положении!
Уже подошло время для разбора полетов. А кто у нас ответил за то, что гуманитарная помощь лежала на складах, пока умирали люди? А где КЧС? Где медицина катастроф? Где тот военный госпиталь, который стремительно развернули под Алматы? Он простоял во время вспышки, так никого и не пролечив, когда люди не могли попасть в больницы. А у нас еще есть армия с ее системой медпомощи.
Что мешало Министерству индустрии наладить работу по производству масок на уже действующих предприятиях? Помочь с лицензиями, организацией труда? Вообще чем занимались все остальные министерства?
В Японии никто не прерывает эфир трагическими, навязшими в зубах за полгода сообщениями, зато на каждой урне, на каждой двери наклейка “Надевайте маску!”. У нас эта агитация появилась уже после пика. А вспомните самую отвратительную, на мой взгляд, кульминацию трагедии, когда по WhatsApp пересылали запись с умирающим человеком.
В любом случае человечество отвыкло от больших проблем. А Казахстан и вовсе расслабился. Если страны Юго-Восточной Азии с двухтысячных годов встречают то птичий грипп, то атипичную пневмонию, то у нас все тихо. И оказалось, что в стране нет кризис-менеджерства. Зато есть агентство по стратегическому планированию. Что оно будет планировать? Цену на нефть, количество людей, готовых покинуть страну?
Сейчас уже понятно, что аппараты ИВЛ нужны только в крайнем случае и смертность после их применения очень высокая. А мы продолжаем закупать их сотнями. Почему? Зачем?
Летом у нас провалилось первичное медико-санитарное звено, за ними полетела служба скорой помощи. Это все звенья одной цепи. Именно в поликлинике должен быть первый сортировочный пункт, где по телефону принимают решение и сортируют пациентов. Мы к этому пришли, но на самом пике вспышки, когда люди уже ничему не верили и многие просто предпочитали отсидеться дома. С точки зрения того бардака, который тогда царил, это правильно, но в результате у нас нет статистики. И аналитики от медицины должны сейчас думать над этими вопросами.
Сейчас я вижу бурные приготовления к второй волне, рапорты, но не вижу работы над ошибками, признания их и ответственности за саботаж, бездействие, неумелость. Дело не в желании наказать, а в желании увидеть истинную картину, чтобы не получилось, что опять строится здание на песке.
Жанай АКАНОВ, президент общественного фонда “Казахстанское общество по изучению диабета”