Андрей КУДЕЕВ: Дороги, которые не мы выбираем
Почему строительство дорог в Актобе необходимо приостановить?
Как чуть больше десяти лет назад акимы области в своих отчетах говорили, что асфальтируемые дороги в городе составляют примерно 50 процентов, так и говорят. Хотя за эти годы в дело улучшения качества дорог вложены сотни миллионов долларов. Конечно, можно заметить присоединенные за эти годы к областному центру пригороды с их улицами. Еще можно подсчитать существующую площадь дорог, также площади асфальтированных и неасфальтированных дорог. Помимо этого необходимо проанализировать ежегодную убыль асфальта, то есть площади, требующие ремонта, и так называемый прирост. Так вот, пока прирост не выше убыли, асфальтируемые дороги у нас еще долго, а точнее, всегда, будут держаться на уровне 50 процентов! И такая ситуация по всей стране, а не только в Актобе.
Поэтому либо объем ежегодного строительства и ремонта дорог должен быть очень большим, что, кстати, еще и довольно неудобно, либо объем изношенности дорог должен быть вдвое ниже.
К сожалению, нынешние госстандарты предусматривают срок жизни вновь построенной дороги в среднем 10 лет. В лучшем случае. В развитых странах этот показатель составляет от 30 и 50 лет. Чувствуете разницу? По данному вопросу, будучи депутатом гормаслихата, я направлял соответствующий запрос в правительство и парламент с просьбой установить мораторий на применение старых советских стандартов. Дороги надо строить совершенно иначе. Хочу заострить внимание: не лучше, а совершенно иначе.
Во-первых, дороги должны иметь очень крепкое основание многослойного пирога, каждый слой которого имеет строго определенное назначение. Во-вторых, специалисты по качеству должны понимать, как устроена современная дорога по западным стандартам. Поэтому я на комиссии маслихата по ЖКХ предложил пригласить на мастер-класс представителей компаний Германии или США. Ведь приглашаем же мы врачей из развитых стран?! Может, главных инженеров подрядных организаций отправить на обучение в страны с качественными дорогами?
Глупо полагать, что для отличной дороги достаточно навалить толстую асфальтную лепешку на утрамбованный гравий. Это не работает! Уж лучше заказать у западной компании дорожный проект по их стандарту и при местном авторском надзоре построить хорошие дороги. А не наоборот.
Что касается дорог, строительство или ремонт которых уже на стадии завершения, то в эти проекты необходимо в обязательном порядке добавить самый минимум - системы водоотвода. По сути, это не так сложно и дорого. Даже простые дренажные колодцы, в которые стекала бы вода, в значительной мере спасли бы дороги от луж, считай, от разрушения.
Глядя на наши дороги, залитые водой после дождя или во время снеготаяния, людей, обходящих лужи или прыгающих по ним, знакомые иностранцы мне не раз задавали вопрос: “Зачем у вас так проектируют дорогу, чтобы образовался бассейн воды?” Я лишь пожимал плечами.
По сути, большая ошибка думать, что вода на дороге появилась случайно. Нет. Каждый проект имеет очень точные показатели по уклону. Поэтому вода всегда стоит именно в том месте, где уклон был запланирован проектировщиком. Одним словом, место, где скапливается вода, это и есть та точка, в которой проектом предусмотрено скопление воды.
Другой вопрос, что должны быть дренажные колодцы, сливы или арыки. Но что мы видим на улицах Актобе, к примеру, по Алтынсарина? Там, к слову, был сделан капитальный ремонт, построили арыки, рассчитали уклон и все такое, но забыли про щель между бордюрами. В итоге вода не могла попасть в арык. О чем думали люди, которые непосредственно устанавливали бордюры и арык? Может, по их мнению, вода должна была перепрыгнуть через бордюр?
Поэтому сейчас я предлагаю остановить ремонт, чтобы избавить дороги от будущей воды. Я всего лишь хочу, чтобы мой родной город был удобным местом для проживания, разумным, чистым, добрым. Чтобы люди, обращая внимание на принимаемые решения местными исполнительными органами, проникались к ним уважением. Чтобы дети, подрастая, гордились принятыми решениями.
Андрей КУДЕЕВ, председатель Союза региональных депутатов, общественный деятель