Гаухар КИИКОВА: Мы упускаем время
Серьезные проблемы в системе среднего образования в Казахстане получают огласку и заставляют общество обращать на них внимание. При этом система дошкольного образования, как справедливо заметил в своем новом послании народу президент Токаев, находится в тени. Принято считать, что настоящее образование начинается в школе, а до школы нужно лишь обеспечить детей питанием, научить сидеть за партой и держать ручку. Но это отнюдь не так.
Все прошедшие десятилетия в республике делали ставку лишь на увеличение количества детских садов, но не вели серьезной работы по качеству воспитания детей. А ведь ранний возраст - от нуля до восьми лет - самый критичный для человека. В Казахстане до сих пор нет научно-исследовательского
института, который бы изучал детей раннего возраста. И нормативно-правовая база сферы дошкольного образования давно устарела.
Я не знаю ни одну другую страну, в которой был бы стандарт, не учитывающий права и интересы ребенка. У нас есть типовой учебный план, по которому дети должны заниматься, хотя ученые во всем мире говорят о том, что малыши должны больше играть. В наших садах дети почти не играют, потому что педагогам нужно отчитаться, что они провели уроки, иначе у них могут быть проблемы. Это плохо влияет на детей, потому что в таком возрасте им несвойственно сидеть за партой так долго, им это противопоказано, ведь мозг у малышей развивается во время двигательной активности.
Наши стандарты и учебные планы не имеют научного обоснования. Давно пора убрать типовой учебный план - его не должно быть. Стандарт должен быть рамочным, определять критерии качества и принципы работы педагогов, но он не должен обязывать педагога проводить строго заданное количество академических уроков. Педагоги нуждаются в свободе, чтобы слушать ребенка, наблюдать и создавать для него возможности.
В ОЭСР нет государств, в которых в детских садах можно работать без соответствующего образования, у нас же это допускается. А в ряде стран ОЭСР педагоги детских садов должны иметь степень магистра. Нужно менять программу подготовки педагогов, возможно, даже уменьшить количество кафедр дошкольного образования, но повысить качество их работы. Должны быть лаборатории развития ребенка, в которых студенты будут проходить качественную практику. Надо отправлять молодежь на учебу по программе “Болашак”, особенно тех, кто хочет обучать педагогов в вузах именно по специальности “раннее детское развитие и образование”.
Что такое качественное дошкольное образование, в Казахстане никто не знает, в том числе сотрудники Министерства образования и науки. Система нуждается в разработке инструментов оценки качества, и они тоже должны быть научно обоснованы. Важно, чтобы были сертифицированные, специально обученные люди, способные обеспечивать поддержку для детских садов. Вместо карательных функций, принятых в нашей стране, этот институт должен обеспечивать механизм поддержки для повышения качества. Лицензирование, которое хотят ввести, не решит проблему качества, а только создаст лазейки для коррупции.
Без государственных вложений в систему дошкольного образования ситуацию изменить не получится. Исследование американца Джэймса Хэкмана длиной в сорок лет показало, что каждый вложенный в раннее развитие ребенка доллар возвращается государству в размере 9-13 долларов.
Казахстан же продолжает готовить детей к позавчерашнему дню, руководствуясь еще советскими представлениями о воспитании. В самый важный для ребенка период мы не развиваем креативность и критическое мышление, а запечатываем детей в удобные коробочки, чтобы все они были одинаковые.
В этом году команда по дошкольному образованию программы El Umiti в рамках инициативы “Подготовка отраслевых менеджеров изменений” Фонда Нурсултана Назарбаева и корпоративного фонда “Академия Елбасы” приступила к разработке пакета рекомендаций по повышению качества дошкольного образования и столкнулась с тем, что экспертам не с кем работать. В структуре Минобра нет даже департамента, который занимался бы именно дошкольным образованием. Поэтому наша команда начала с опроса педагогов детских садов и родителей. Изменения в какой-либо сфере невозможны без общественного запроса. Мы надеемся, что проблема раннего развития актуализируется и мы найдем правильные решения.
Гаухар КИИКОВА, лидер команды по дошкольному образованию программы подготовки отраслевых менеджеров изменений, докторант высшей школы образования Назарбаев Университета