1953

Андрей КУДЕЕВ: Пара инструментов ещё не оркестр!

Совсем недавно, каких-то десять лет назад, в Актобе с его пятью пригородными поселками и дачными массивами проживало около 300 тысяч человек.

Андрей КУДЕЕВ: Пара инструментов ещё не оркестр!

Город и правда был компактным, но, несмотря на это, на весь областной центр, к примеру, приходилось три музыкальные школы. Там дети учились виртуозно играть на инструментах, которые составляют классический симфонический оркестр. И не на балалайке или домбре, а на виолончели, скрипке, кларнете, тромбоне, валторне и других. Что касается количества учеников, умеющих играть на таких инструментах, то оно было сопоставимо с показателями миллионного Оренбурга. Более того, за последние несколько десятилетий периферийный Актобе дал миру выдающихся музыкантов, инструменталистов и артистов.

Другое дело сейчас, когда численность актюбинцев в городе давно перевалила за полмиллиона человек. Ситуация, простите за сленг, просто дно! Да, город за десять лет несказанно преобразился, построено очень много зданий и открыто немало учреждений культуры. Но каков эффект от всего этого? В Актобе почти не осталось преподавателей, которые могли бы приобщать детей к игре на оркестровых инструментах. А перед теми, кто все же остался верен своему делу, остро стоят вопросы поддержки и собственного дальнейшего развития. Я согласен с теми, кто говорит, что классическое искусство нашей области будто бы не нужно да и концертов достойного уровня почти нет. Причем могу сказать, что и остальные направления - тот же джаз или рок - особо не дышат.

Вы скажете: а как же Димаш? Он же как раз из Актобе! Но вокал и владение инструментами - это не одно и то же! Вокал - это природный дар, который связан с устройством голосовых связок, данных от рождения. Владение инструментами - это навык.  Для редкого голоса главное - быть услышанным в нужное время нужными людьми для его дальнейшего продвижения. Для овладения игрой на музыкальных инструментах необходимо обучение у профессионалов.

Отсюда вопрос: кем мы в будущем будем пополнять симфонический оркестр? В нашем городе у местного оркестра нет даже контрабаса! Я не удивлюсь, если местные бастыки от культуры даже не знают, какие инструменты входят в состав классического симфонического оркестра. Замечу, что культурное торможение всегда может вылиться в морально-этический кризис.

А ведь учеными давно и убедительно доказано, что музыка в значительной степени развивает мозг, делает человека более счастливым. Людей, занимающихся музыкой, не берет болезнь Альцгеймера. Однако в нашем обществе, где уважают только силу, все больше в моде ММА и бокс, а потребность в освоении музыкальных инструментов снижается.

Но в развитом мире не так. Например, знаменитый ученый по психологии и нейропсихологии Джо ДИСПЕНЗА пишет, что заботливые родители ни за что бы не отдали детей на контактные виды спорта, тем более туда, где удары приходятся по голове. Ведь сознание, ум - это высшее достижение эволюции, стало быть, мозг надо беречь!

Безусловно, некоторые могут заметить, что культура, наука и искусство всегда развивались там, где люди могли себе это позволить. То есть где было возможно высвобождение части людей из сугубо производственного процесса. А раз так, то культурное развитие и научно-технический прогресс - это удел богатых стран. Что касается описываемого мной некогда культурного развития, то оно, скорее, шло по инерции, по проложенной при Союзе колее.

Но, позвольте, изобразительное искусство в Актобе развивается очень даже на высоком уровне. И эпоха накопления капитала никак на него отрицательно не повлияла.

Поэтому, наблюдая в Актобе реальный голод по мировой культуре и особенно по музыке, призываю чиновников от культуры срочно решать эту проблему, чтобы наш город подарил миру еще не одну звезду мирового масштаба, а обществу не грозило бы морально-этическое дно.

Андрей КУДЕЕВ, председатель Союза региональных депутатов

Поделиться
Класснуть