Марат ШИБУТОВ: А зачем тогда нужен Минздрав?
Я отрицательно отношусь к новой инициативе Министерства здравоохранения создать ТОО Turar Healthcare - оператора в области здравоохранения, который будет строить 16 новых больниц вместо 40 снесенных старых и решать широкий круг вопросов из сферы медобеспечения населения. Эта инициатива выглядит как попытка чиновников снять с себя и ответственность, и обязательства.
То есть у нас кто-то решил, что, вместо того чтобы Минздраву самому заниматься вопросами в области здравоохранения - координировать проекты, организовывать обучение кадров для создаваемых больниц, контролировать исполнение обязательств частного партнера по договорам ГЧП, создавать современные университетские больницы по подготовке высококвалифицированных специалистов (все, что прописано в задачах оператора), госорган все это возложит на какое-то ТОО, а оно полностью подменит собой ведомство.
Между прочим, в положении любого госоргана прописано, что передавать прямые обязанности ведомства кому-то другому запрещено! Поэтому инициатива по созданию ТОО Turar Healthcare с функциями, подменяющими Минздрав, - нарушение регламентирующих документов. Если оператором по вопросам здравоохранения будет новое ТОО, тогда зачем вообще нужен Минздрав?
Возникает и второй вопрос: а что будет с земельными участками сносимых больниц? Как правило, все действующие клиники располагаются в центре города, в хороших местах. А где будут находиться эти 16 новых клиник? Я почему-то не уверен, что на месте старых... А этот момент тоже очень важен для понимания сути происходящего.
И знаете, из-за таких нововведений существует очень большой риск превращения Казахстана в коммерческое государство, когда политические институты работают в узких интересах нескольких элитных групп. Что у нас появилось за последнее время? Совсем недавно возник национальный оператор систем отслеживания международных перевозок, который будет ставить навигационные пломбы на грузовики. Сейчас хотят сделать новое общество по защите прав потребителей, также Нацбанк разрабатывает национальную платежную систему. И это далеко не все примеры.
Понимаете, тут огромное количество сфер, куда вторгается государство и собирает деньги, но в отличие от госорганов, которые вынуждены отчитываться перед населением, публиковать информацию на сайте, у этих операторов мы никакой прозрачности и контроля не видим. Потому что не для контроля и прозрачности все это затевается. А попутно получается, что в тиши кабинетов меняется вся система государственного управления и распределения.
Марат ШИБУТОВ, политолог, член национального совета общественного доверия при президенте РК