Ирина СМИРНОВА: Все в онлайн?..
Советник президента Багдат МУСИН предложил после карантина преподавать несколько школьных предметов исключительно в цифровом формате. Хотим мы того или нет, но дистанционное образование неизбежно станет частью нашей жизни. Это веяние времени и признаваемый во всем мире тренд. Сможем ли мы ему соответствовать? Как показывает опыт обучения во время карантина, с большим трудом.
Нынешние времена диктуют совершенно новые неожиданные подходы в образовании, которым совсем недавно все сопротивлялись, и Министерство образования и науки больше всех.
Несколько лет назад родительская общественность обращалась в МОН с просьбой обеспечить всех желающих дистанционным обучением, узаконить семейное и индивидуальное школьное образование. Ответом был категорический отказ. Дистанционное образование даже исключили из закона “Об образовании”.
В итоге некоторые дети оставили учебу в казахстанских школах и начали обучаться дистанционно, в частности в России. Их родители да и сами ребята переживают, потому что хотят изучать казахский язык, литературу, географию, историю. В то же время им не нравится, что в нашем образовании много, как они говорят, ненужных предметов и учителя часто меняются.
В России же есть лицензированное дистанционное семейное образование и учебный госстандарт. Работа учеников оценивается, они сдают школьные экзамены, получают документ об окончании школы, который позволяет переходить на новые ступени образования.
Похоже, и Казахстан осознал неизбежность онлайн-обучения. На днях министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ заявил о необходимости нормативного урегулирования дистанционного образования. Конечно, это нужно сделать.
Продвигают эту идею и некоторые частные школы, которые готовы привлекать высококлассных зарубежных специалистов мирового уровня для дистанционного преподавания.
Но введение дистанционного образования вызывает немало вопросов: какие предметы преподавать только в цифровом формате? как будет осуществляться обратная связь? есть ли для этого технические условия в масштабах всей страны?
Думаю, в удаленный формат можно перевести часть предметов старших классов. Скажем, самопознание, казахский, русский, английский языки также можно преподавать удаленно. Дистанционное обучение может стать настоящим спасением для сельских школ, в которых катастрофически не хватает учителей естественно-математического цикла, русского и английского языков. В некоторых сельских школах годами не преподают физику и химию.
Однако для организации полноценного дистанционного образования нужна фундаментальная подготовка. Это наскоком не решить, нужны пилотные проекты, апробация, анализ международного опыта. Кроме того, мы не должны упрощать наше образование, отказываясь от академических знаний в угоду только прикладным. Не должны забывать и о том, что детям надо развивать мышление, когнитивные способности.
Опасна цифровая деградация, когда перестать быть человеком можно быстро, а вот очеловечиться нелегко. В школах дети получают социальный опыт, живое общение, и нельзя лишать их этого, поэтому вводить дистанционное образование нужно очень аккуратно.
Нынешний карантинный опыт показывает большие проблемы. Не у каждого ребенка есть оборудованное рабочее место, компьютер, смартфон, телевизор. Бывает, в маленькой квартире живут трое-четверо детей школьного возраста, родители, бабушка. И на всех один телевизор. Какие знания за четвертую четверть получат эти дети? А в сельских школах, где нет интернета, учащимся доступны только десятиминутные телеуроки далеко не лучшего качества! Статичный учитель что-то невнятно вещает, и попробуй пойми его. Представляю, сколько семейных трагедий было на этом фоне.
Трансформация образовательного процесса на период карантина стала большим экзаменом для учителей, работу которых смогли увидеть и оценить миллионы граждан. Некоторые педагоги попросту уволились, потому что не смогли перешагнуть этот барьер и выступить перед камерой. Ведь одно дело - работать за закрытыми дверьми, и совсем другое, когда тебя видят миллионы.
Вместе с тем нагрузка на учителей увеличилась. Мы видим учителя небольшое время на экране, а подготовка и обратная связь с учащимися большая, но незаметная для окружающих нагрузка.
Все эти проблемы заставят подумать над устройством дистанционного образования и возможностью его легитимизации в ближайшем будущем. Карантин выявил то, что скрывалось многие годы. Я имею в виду уровень цифровизации страны. Оказалось, нет ни широкого охвата интернетом, ни скорости. Поэтому говорить о стремительном переходе на дистанционное обучение как на самостоятельную линию в школьном образовании пока рано. Нужны тщательная подготовка и участие общественности.
Ирина СМИРНОВА, депутат мажилиса