Наталья ДРЕЙТ: Не попасть бы под пилот
Сейчас очень часто за нас решают, как преподавать физкультуру в школе. Почему бы не поинтересоваться мнением самих преподавателей?
Например, более тридцати школ Алматы стали экспериментальными, и в них один урок физкультуры в неделю отдан футболу. Все это под патронажем Ассоциации футбола, которая разработала для педагогов хорошую методичку.
Но мы за то, чтобы учитель и учащиеся могли выбрать себе вид спорта: кто-то - волейбол, кто-то - футбол, кто-то - баскетбол. У меня есть классы, которые ненавидят футбол. Как их заставлять заниматься этим видом спорта и зачем?
Преподаватель физкультуры - это творческая профессия, не надо загонять его в жесткие рамки, забывая про самое главное - про материально-техническую базу. Можно сколько угодно говорить о кружковой работе, о факультативах, о вовлечении детей в спорт, но на это попросту не хватает помещений.
Наши преподаватели как манны небесной ждут тепла и хорошей погоды, потому что тогда можно выйти на улицу. Ведь в зале, даже небольшом, зачастую занимаются сразу несколько классов. Давайте говорить об этом, а не о введении в программу борьбы, как нам обещают. Ведь что такое любая борьба? Для того чтобы преподавать борьбу, надо ею владеть. Надо грамотно показать приемы, это очень специфичный вид спорта.
Необходимо для этого и оборудование - дети не могут заниматься борьбой на полу или на обычных матах. Нужно специальное покрытие, отвечающее требованиям безопасности и гигиены, чтобы его можно было регулярно протирать. Такие ковры достаточно дорогие, и не все школы могут их приобрести.
А у нас примут программу, выберут, не спрашивая, школы под пилот и обяжут все обеспечить. Поэтому мы и молимся, чтобы не попасть под какую-то пилотную программу, навязанную сверху.
Нас, учителей физкультуры, никто не спрашивает, чего не хватает, чем помочь, как лучше организовать процесс. Никто! Попали под пилот и все: работайте как хотите. Шаг вправо, шаг влево - расстрел.
В крупных городах еще сносное обеспечение школ. Сейчас очень большая миграция, и когда приезжают дети из глубинки, я вижу, что они просто изумлены: в спортзале есть мячи, обручи, разные снаряды. Значит, там, откуда они приехали, всего этого нет.
Но у города свои проблемы. Посмотрите, у скольких школ просто отобрали шикарные футбольные поля под строительство детских садиков! Вот о чем надо говорить.
Давайте говорить о том, почему дети не хотят ходить на физкультуру. Кстати, я всегда говорю учителям: если ребенок не хочет заниматься, виноват преподаватель. Но поставьте себя на место школьника, особенно подростка: кому из вас захочется сорок минут бегать, потеть, а потом, не приняв душ, идти дальше на уроки? А у нас в школах не всегда есть нормальные просторные раздевалки, не то что душ. Да и что толку в нем, если перемены по пять-десять минут? К тому же для душа нужно иметь полотенце и сланцы, а значит, у школьника должен быть свой шкафчик. Ведь не может он таскать ранец, сменку, форму и еще принадлежности для душа?
То есть урок физкультуры - это целый комплекс проблем, который, как и многие беды школы, упирается все туда же - в переполненность школ, классов, сменность учебы.
Меня часто упрекают: мол, а почему вы молчите обо всем этом?
Мы не молчим. Но не можем же мы с рупором встать на перекрестке! Для этого мы создали Ассоциацию преподавателей физкультуры чтобы достучаться, чтобы быть услышанными, чтобы учителю развязали руки. Мы сейчас очень заинтересованы в качестве уроков. Речь о том, чтобы не упустить целое поколение - у нас ведь теперь зачетная система, то есть ребенок не получает оценок и теоретически может просто не ходить на физкультуру вообще...
Наталья ДРЕЙТ, преподаватель физической культуры