4110

Кенес АБСАТИРОВ: Правительство не верит в улучшения?

Почему я недоволен законопроектом о статусе педагога? Материальных стимулов в нем минимум. И главное, нет перспектив…

Кенес АБСАТИРОВ: Правительство не верит в улучшения?

Я внес на рабочих группах предложение о том, чтобы педагогам при выходе в отпуск платили два должностных оклада вместо одного, чтобы уравнять с госслужащими. В конце концов, организм у педагога изнашивается больше, чем у них. Оклад учителей небольшой, около 100 тысяч тенге, ну платили бы за лечпособие не 100, а 200 тысяч тенге. Но правительство не поддержало.

Я добивался, чтобы раз в год педагогам предоставляли бесплатный проезд туда и обратно по Казахстану по железной дороге. Сколько учителей рассказывают на уроках о красоте и богатстве страны, но сами этого не видели. Большинство сельских педагогов даже Нур-Султан ни разу не посещали. Представьте, как бы учителя загорелись работой! Каждый год ездить в неизведанные края Казахстана, два лечпособия, на которые можно лечиться в санаториях… Тоже не приняли.

Еще я настаивал на том, чтобы педагог на пенсии имел 50-процентную скидку при оплате коммунальных услуг. У педагогов в старости и так расходов много, им необходимо больше сил и средств для поддержания здоровья.

Сейчас учителям, проживающим в селах, выдается компенсация на приобретение топлива. Но в Северо-Казахстанской области на это выплачивается 4000 тенге в год, на западе - ноль тенге. Поэтому я предложил указать в законе, что выплата на приобретение топлива для обогрева жилища, занимаемого семьей педагога на селе, не может быть ниже его стоимости исходя из нормы площади на человека. В законе о жилищных отношениях минимальная норма на человека - 15 квадратных метров. И тогда оплата была бы справедливой. Но в этом тоже отказали, оставив старую формулировку: “Компенсация за счет бюджетных средств оказывается в порядке размеров, утвержденных местными органами”. Значит, ситуация не поменяется: как платили на севере 4000 тенге, так и будут. А в худшем случае вообще перестанут платить, как на западе!

Мои коллеги внесли в законопроект норму о закреплении минимальной зарплаты педагогов на уровне средней по стране. Еще были жилищные предложения об аренде квартир за счет государства с правом выкупа, о предоставлении жилья директорам со стажем… Кроме того, депутаты добивались бесплатного проезда в общественном транспорте и, конечно, нормы о досрочном выходе на пенсию при наличии тридцатилетнего педстажа. Но правительство отвергло все.

Самое интересное, что эти нормы я предложил ввести с 1 января 2025 года, понимая, что сейчас в бюджете денег на это нет. Мы дали правительству время и прямо прописали: если экономическая ситуация в стране будет ухудшаться, то можно ввести мораторий на эти нормы, а если улучшится, то можно ввести и раньше.

Ведь Елбасы и президент все время говорят, что жизнь в Казахстане будет улучшаться, столько госпрограмм на 2020-2025 годы предусматривают развитие экономики. Но правительство, отказав в этих нормах с 2025-го, ставит крест на всех этих на­деждах! Оно само не верит в будущее страны, в “Рухани жангыру” и “Семь граней Великой степи”. Я так расцениваю отказ принимать отложенные нормы будущих периодов.

Чем они это объяснили? Например, бесплатный проезд на поезде раз в год отвергли, потому что “помимо педагогов имеются граж­данские служащие, специализирующиеся на археологических и научных исследованиях, которые для проведения изысканий участвуют в различных конкурсах на получение финансирования. Таким образом, введение бесплатного проезда для педагогов вызовет критику и будет оценено как ущемление их прав”. То есть если педагоги будут бесплатно ездить, археологи обидятся!

А от главного аргумента в заключении правительства я вообще в шоке: “Более того, следует отметить, что результаты участия казахстанских учителей в международных исследованиях учительского корпуса стран ОЭСР показали, что казахстанские учителя имеют более благоприятные условия для осуществления профессионального развития по сравнению с учителями из многих других стран - участников TALIS”. Другими словами, у нас учителя прекрас­но живут и ни в чем не нуждаются. После этого о чем еще говорить?

Этот закон требует существенной доработки, существенного финансового подкрепления и активного участия самих педагогов. Они, честно говоря, были пассивны, а должны за каждую строчку и букву отстаивать свои права, не стесняясь, вносить предложения!

Документ о статусе педагога можно было сделать лучше, если бы в соответствии с планом законопроектных работ правительства МОН, как положено, внесло его в марте. Мы еще летом поработали бы над ним в регионах. А внесли они 1 сентября, оставив депутатам сжатые сроки. Мы сделали максимум, что могли.

Кенес АБСАТИРОВ, депутат мажилиса

Поделиться
Класснуть