4483

Дина НИЯЗОВА: Турсынбек мне друг, но истина дороже!

Почему инициатива казахстанского юмориста Турсынбека КАБАТОВА о включении уроков домбры в школьную программу вызывает у профессионалов неодно­значную реакцию?

Дина НИЯЗОВА: Турсынбек мне друг, но истина дороже!

То, что уроки домбры в школах будут способствовать поднятию национального духа детей, Кабатов заявил в своих последних интервью. Однако не все поддерживают эту инициативу. И я - одна из таких людей и охотно объясню почему.

Вообще, в таких ситуациях я сразу примеряю на себя модели других стран. Что, если бы я жила в России и мне пришлось учиться играть на балалайке? Это было бы навязывание. Смешно. Ведь нужно понимать, что не все рождаются с талантом играть на том или ином музыкальном инструменте. К тому же у людей всегда должен быть выбор. Если ребенок хочет заняться домброй профессионально, то для этого существуют специальные образовательные учреждения. Те же музыкальные школы.

А если уроки домбры в обычных школах станут факультативными, то уж лучше говорить о хоровом пении. Во-первых, это и дыхательная практика, и представление, и игра голосом. Во-вторых, не стоит забывать, что домбра - хрупкий инструмент. Достаточно уронить, чтобы школа понесла ущерб.

В-третьих, это огромные затраты. А если говорить о более экономичном варианте за 3-5 тысяч тенге, что продаются на рынках, то такая дом­бра вообще отобьет всякую охоту заниматься игрой. И это, в-четвертых.

В-пятых, где брать столько музыкантов, причем высокого уровня? Музыканты вообще штучный товар. И наша область всегда испытывала нехватку специалистов в сфере музыки, искусства.

По мне, включать предмет дом­бры в школьную программу не имеет смысла. Самое верное, повторюсь, факультатив, да и то, на который могли бы прийти дети, чувствующие так называемый зов предков.

Я помимо фортепиано училась играть на домбре. Считала это своим долгом, поскольку меня назвали в честь прославленной кюйши Дины НУРПЕИСОВОЙ. И в работе это здорово помогло. Тем не менее насчет идеи Кабатова возникает лишь один вопрос: зачем?! Патриотизма это не добавит. Напротив, может вызвать чувство отчуждения.

И если говорить о национальной самобытности, то, может, есть смысл обратить внимание на музыкально-просветительское образование детей? То есть лектории? Когда-то в моем детстве они были и проходили во многих кинотеатрах перед каждым киносеансом. В частности, перед началом фильма зрителям читали пятнадцатиминутные лекции о музыке. Но прежде проигрывали музыкальное произведение казахских, русских или иностранных композиторов.

Хотелось бы остановиться и на уровне преподавания самих уроков музыки в школах. Мало того что сами учебники по содержанию оставляют желать лучшего, да еще и ученики не всегда обучаются самым элементарным азам. Откройте нотную тетрадь, там авторучкой написаны тексты песен среди нотных станов. Зачем?!

Вообще, если говорить о начальном музыкальном базовом образовании и поднятии национального духа, лучше подходить к этому с конкретным планом. К примеру, почему бы управлению образования не рассмотреть вопрос участия учеников некоторых классов в качестве зрителей на концертах оркестров? Недавно был концерт сводного хора Актюбинской области из 300 человек. И столько же людей было в зале. А ведь приведи на них детей, расскажи им о песнях военных лет, какой они дух придавали солдатам, почему они такие трогательные и популярны всегда, думаю, было бы совсем другое дело.

И не менее важное - если в верхах действительно так хотят окультурить общество, то откройте дворцы культуры! Масса людей, которые хотят участвовать в спектаклях, играть на домбре, флейте, не имея музыкального образования. Когда я работала в Академии искусств, то люди прямо на занятиях рыдали. Потому что идет выплеск эмоций. В результате люди через меня или моих коллег попадали на концерты, открывали для себя какие-то имена из мира музыки, узнавали новые детали, их общение по-настоящему становилось культурным.

А что сейчас?! Почти все ДК исчезли. Тогда как в Санкт-Петербурге или в Твери есть государственные (!) вечерние музыкальные школы для взрослых. Их посещают, как правило, после работы. Почему бы такое не сделать у нас, причем при ДК, предварительно открыв их? То есть ставку лучше делать на взрослых, тяготеющих к творчеству. Именно они смогут изменить свою семью, подъезд, двор, город.

Дина НИЯЗОВА, музыкант, общественный и культурный деятель

Поделиться
Класснуть