4856

Шмидт ИЛЬЯСОВ: Жить или доживать?

Почему Казахстану нужны социальные деревни для пожилых людей.

     Буквально на днях появилась новость о том, что Казахстан может оказаться в списке стран со стареющим населением, в которых чис­ленность граждан от 65 лет и старше составляет 7 процентов. Сейчас этот показатель равен 6,6 процента, к концу 2020-го он может возрасти до 7,4 процента.
По статистике к 2050 году доля людей старше 65 лет увеличится более чем в два раза. К тому моменту на Земле будет проживать более двух миллиардов мужчин и женщин, которых принято называть пожилыми. Их количество растет в геометрической прогрессии, и через тридцать лет каждый четвертый житель нашей планеты будет в возрасте 65+, к тому моменту их будет больше, чем 15-летних подростков. Не думаю, что нужно объяснять аксиому: размер доходов стран, в которых будет наблюдаться такая тенденция, будет сокращаться так же стремительно, как количество работоспособных граждан. Поэтому нам, казахстанцам, нужно сейчас, пока нас не назвали стареющим обществом, искать пути решения этой проблемы.
Ни для кого не секрет, что пожилых людей практически не берут на работу. И они, имея за плечами большой профессиональный и жизненный опыт, часто остаются никому не нужными. Но разве 65 или 70 лет критический возраст для современного человека? Нет, конечно. Многие по-прежнему активны и хотят приносить пользу обществу. Я говорю это, опираясь на собственный пример. Люди, привыкшие всю жизнь работать, не могут адаптироваться к другой, пассивной, жизни, начинают чахнуть, болеть, сидят дома, не зная, куда себя деть. А ведь они могли бы приносить пользу (и немалую!) обществу, передавать опыт молодым и при этом еще зарабатывать, ведь на пенсию особо не пошикуешь - ни для кого это не секрет.
Сейчас в Казахстане больше двух миллионов пенсионеров по возрасту. При этом качество жизни наших мужчин и женщин старше 65 лет хуже, чем в развитых странах. Причины понятны: это и скромные доходы, о которых я уже говорил, и низкий статус пожилых людей. Каждый третий из них нуждается в физической поддержке других людей, 66 процентов - в материальной помощи. Но при этом 99 процентов пенсионеров не хотели бы оказаться в специализированных пансионатах из-за плохих условий проживания в них. Мы должны переломить этот стереотип, поэтому предлагаем строить в Казахстане современные и комфортные социальные деревни и центры активного долголетия. Сначала они могли бы появиться близ Алматы и Астаны, а потом и в других городах нашей страны. Это должны быть не просто дома и клубы для пенсионеров, а постоянно действующие пансионаты на 20-50 мест, в которых были бы созданы все условия для комфортной жизни и, главное, появились бы рабочие места, соответствующие квалификации и возрасту жителей этих деревень. Вряд ли вкладывать в это деньги захочет государство, по­этому мы предлагаем строить такие поселения (состоять они могли бы из небольших модульных домиков высотой не больше трех этажей) на условиях государственно-частного партнерства. Причем делать эти проекты нужно такими, чтобы со временем они становились само­окупаемыми. Ведь речь идет не о традиционных социальных приютах, а именно о деревнях, в которых можно будет не только комфортно жить, но и работать. Там могли бы появиться ремесленные или швейные мастерские, теплицы, мебельный цех, СТО.
В мире есть такой опыт. Например, в США примерно в 40 километрах от города Орландо (штат Флорида) есть специальное поселение The Villages, дом на территории которого могут купить только люди старше 55 лет. Они едут сюда со всех уголков Америки, их привлекает не только безопасноcть и хорошая экология, но и условия жизни, созданные специально для людей 65+. В графстве Йоркшир на севере Англии есть целая деревня для пенсионеров, которая состоит из 152 домиков. Кто-то живет отдельно, люди, которые не могут ухаживать за собой, переезжают в дом побольше, где за ними ухаживают медсестры. В этой деревне есть свой ресторан, компьютерный центр, магазины, парикмахерская, мастерские и оздоровительный центр. Да, жители этого поселения платят отдельный взнос, но зато они находятся в комфортных условиях и не чувствуют себя брошенными. Почему не сделать что-то подобное у нас? Разве наши люди чем-то хуже?

Шмидт ИЛЬЯСОВ, член общественного совета Алматы

Поделиться
Класснуть