Посол Китая в Казахстане Чжан Сяо: Пусть наши страны совместно напишут новую главу в истории Шелкового пути!
Сотрудничество в сфере индустриализации служит кинетической энергией в китайско-казахстанском совместном строительстве «Одного пояса – одного пути»
Сегодня в мире торговый протекционизм находится на подъеме, торговая гегемония ведет наступательные действия. На этом фоне возникает вопрос: «Будет ли «Один пояс – один путь» иметь дальнейшее продвижение?». Практика Китая и Казахстана в строительстве «Одного пояса – одного пути» в течение пяти лет доказывает, что данная инициатива соответствует тенденции времени и полна жизненной силы. Среди направлений многогранного взаимодействия наших стран наиболее мощная кинетическая энергия исходит от сотрудничества в сфере индустриализации.
Зимой 2014 года, Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян по приглашению казахстанской стороны совершил первый официальный визит в Казахстан. Во время визита, лидеры двух стран глубоко обменялись мнениями о реализации строительства «Пояса и пути». Ли Кэцян предложил, чтобы наши страны прежде всего взяли на себя инициативу по развитию сотрудничества в сфере индустриализации, которое позволит «Поясу и пути» двигаться в устойчивом и правильном направлении, в то же время окажет поддержку казахстанской стороне в модернизации промышленности.
Это совпадает с политикой Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, ускоряющего темпы экономической модернизации Казахстана.
В результате Китай и Казахстан сделали первый шаг в международном индустриально-инвестиционном сотрудничестве. Факты свидетельствуют, что этот шаг был правильным. В последующие годы, международный экономический и финансовый кризис продолжал нарастать, цены на нефть и другие основные товары снизились, общий рост мировой экономики прибывал в бессилии. Многие страны начали сталкиваться с девальвацией национальной валюты, финансовыми ограничениями и экономической слабостью. Однако Китай и Казахстан благодаря развертыванию индустриально-инвестиционного сотрудничества в рамках «Пояса и пути», смогли противостоять внешним штормам.
Это имело положительное влияние особенно для казахстанской стороны.
Индустриализация
За последние четыре года, правительства Китая и Казахстана провели 14 раундов индустриально-инвестиционного диалога сотрудничества, программы достигнув 51 проект с общим объемом инвестиций около 28 млрд. долларов США. Среди них 4 проекта были завершены в 2017 году, объем инвестиций составил 143 млн. долларов.
В том же году было начато 11 проектов с объемом инвестиций около 7,1 млрд. долларов. В этом году и в следующем году планируется начать строительство еще 11 проектов с объемом инвестиций более 4,4 млрд. долларов.
Эти реальные проекты и последующие крупные инвестиции оказали ощутимую поддержку Казахстану в реализации программ «Стратегия -2050» и «План нации «100 шагов». Такая поддержка не только имеет экономическую ценность «реального золота и серебра», но также имеет бесценную политическую значимость, что полностью отображает мощную поддержку Китая в реализации программы «Третьей индустриализации» Казахстана.
Сотрудничество создает рабочие места
Китайские предприятия посредством индустриально-инвестиционного сотрудничества программы внесли значительный вклад в решение вопросов занятости местного населения, способствовали улучшению материального благосостояния казахстанского общества.
Среди таких предприятий, Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC создала более 30 000 рабочих мест для казахстанской стороны в казахстанских проектах. Китайская компания «China Nonferrous Metals Construction Co., Ltd.» предоставило более 6000 рабочих мест для казахстанской стороны в казахстанских проектах. С момента ввода в эксплуатацию завода по обогащению медной руды в Актогае, построенного этой компанией в Восточном Казахстане в декабре 2016 года, было представлено более 2600 новых рабочих мест.
Компания «Huawei» активно развертывает сотрудничество с Казахстаном и обеспечила более 2000 человек работой. После того,как Китайская компания по импорту и экспорту автомобилей и «JAC Motors» инвестировали в завод в Костанайской области, для более тысячи местных жителей была предоставлена возможность трудоустройства и обучения. Все сотрудники завода, включая руководство, являются местными жителями.
Доходы национальной экономики
Налоговые поступления в бюджет Казахстана от Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC в общей сложности составили 44,2 млрд. долларов. Китайская компания «China Nonferrous Metals Construction Co., Ltd.» заплатила более 170 млн. долларов в виде налогов и завершила проектные контракты стоимостью в 2 млрд. долларов США.
Только один завод по обогащению медной руды в Актогае может приносить доход Казахстану не менее 50 лет. Благодаря чему компания была удостоена премии «Строительное предприятие в области налогообложения в 2016 году» и в том же году она получила Золотую награду «Строительное предприятие в области налогообложения» в Павлодарской области.
За последние пять лет компания «Huawei» выплатила Казахстану более 43 млн. долларов в виде налогов, а объем местных закупок достиг почти 190 млн. долларов.
Кроме того, Китайские предприятия также активно используют дивиденды от программы сотрудничества в сфере индустриализации казахстанской экономики.
Одна только CNPC вкладывает инвестиции в социальное обеспечение в размере 363 млн. долларов. Компания потратила почти 100 млн. долларов, и построила уникальный и современный театр в Центральной Азии «Астана Ballet и Национальная академия хореографии». Это сооружение имеет высокие стандарты профессионализма. В мире существует лишь несколько таких зданий.
Технологический прорыв
В рамках экономического сотрудничества между нашими странами происходит обмен технологиями.
Компания «Huawei» откликнулась на послание Президента Нурсултана Назарбаева инициировавшего реализацию программы «Цифровой Казахстан» для предоставления более передовых услуг прямым или косвенным путями для 18 млн. жителей Казахстана в сфере коммуникаций, охватывая фиксированные широкополосные сети, мобильную связь, услуги облачных вычислений и больших данных, тем самым помочь Казахстану в реализации полного внедрения 4G.
Проект LRT в Астане, возводимый китайскими предприятиями (скорость движения состава будет достигать 80 км/ч), это не только первый городской легкорельсовый транспорт в Казахстане, но и первая современная железная дорога, спроектированная по высокоскоростным железнодорожным технологиям в Центральной Азии.
Костанайский автосборочный завод «JAC Motors», не только является первой компанией по производству новых электромобилей, но в то же время является компанией, выпустившей автобусы собственной марки «ANKAI». Таким образом, в истории автомобильной промышленности Казахстана был осуществлен «нулевой» прорыв.
Завод по производству полипропилена в Павлодарской области, построенный китайской компанией «Xinjiang Yema Group Co., Ltd.» за год может производить 30 тысяч тонн полипропилена и 35 тысяч тонн метилтретбутилового эфира, что в свою очередь снизит зависимость внутреннего рынка Казахстана к импорту.
Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC реализовала проект модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Качество нефтепродукта было повышено с европейского стандарта Евро-II на Евро-IV и Евро-V, таким образом, Казахстан перестал считаться нефтедобывающей страной, которая никогда не могла производить нефтепродукт высокого качества.
Новые горизонты агропрома
В целях оказания помощи казахстанской стороне и разрешения ее проблемы низкой добавленной стоимости сельскохозяйственных и животноводческих продуктов и «невозможности продажи» на международном рынке, китайская сторона построила ряд современных предприятий в рамках программы сотрудничества в сфере индустриализации.
Одним из таких предприятий является компания «Сиань Айцзюй» из родного края Председателя КНР Си Цзиньпина. Данная компания уже инвестировала 150 млн. юаней в Северно-Казахстанской области для строительства Тайыншинского завода по переработке сельскохозяйственной продукции, в основном перерабатывающего местные масличные культуры и пшеницу. С момента введения в эксплуатацию в конце 2016 года, завод переработал и экспортировал 2300 тонн пищевого масла и 4600 тонн муки. Это принесло солидные экономические выгоды региону.
Недавно Президент РК Нурсултан Назарбаев специально прибыл для осмотра завода и дал высокую оценку. «Ваши инвестиции впервые привлекаются в перерабатывающее производство, и это является важным вкладом в аграрный комплекс Казахстана. Вся производимая здесь продукция идет на внешний рынок, что способствует увеличению объемов экспорта страны, созданию рабочих мест и получению прибыли. Все это очень важно (для казахстанской стороны)», – сказал Президент Казахстана.
Друзья с казахстанской стороны, интересующиеся этой тематикой, могут посетить выставку «Великолепный Китай, Западные районы Китая» в Национальном музее Казахстана, где представлены фотографии мучных изделий, которые фабрика обрабатывает и продает в Китай.
На упаковках отчетливо видна надпись: «Мука первого сорта, произведено в Казахстане».
Кроме того, в этом году ожидается введение в эксплуатацию завода по переработке молочных продуктов, построенного компанией «China Daqing Gold Land of Water-saving Engineering Co. Ltd.» в Туркестане.
На первом этапе проекта в день будет производиться 100 тонн переработанного верблюжьего и кобыльего молока (порошковых смесей шубата и кумыса), а на втором этапе после расширения завода планируется производить 6 000 тонн в год. Это, несомненно, является большим подарком китайской стороны для новообразовавшейся Туркестанской области Казахстана, в целях взаимовыгодного сотрудничества.
Братская помощь
В марте этого года Восточно-Казахстанская область серьезно пострадала от паводков. Китайская сторона незамедлительно протянула руку помощи, и предоставила средства и материалы, необходимые во время чрезвычайной ситуации на сумму более 400 000 юаней. В то же время, в целях решения проблемы наводнений, которая на протяжении многих лет преследовала Восточно-Казахстанскую область, китайская сторона в рамках программы сотрудничества в сфере индустриализации решила помочь построить Тургусунскую каскадную ГЭС-1. Общая мощность проекта составляет 24,9 МВт и состоит из двух блоков 11,5 МВт и одного блока 1,9 МВт.
Китайская компания «China Water Resources and Electric Power Company» отвечает за проектирование, поставку оборудования, установку и введение в эксплуатацию. Строительные работы осуществляются казахстанским предприятием. Ожидается, что проект будет завершен и введен в эксплуатацию к концу следующего года.
Кроме того, уже в 2008 году китайская сторона построила казахстанцам крупнейший проект по водному хозяйству – Мойнакскую гидроэлектростанцию. Общий объем инвестиции составил 330 млн. долларов, установленная мощность по проекту достигла 300 тысяч кВт. Из Китая были доставлены два комплекта крупнейших в Азии на тот момент гидроузлов гидротехнического типа. Годовая мощность ГЭС достигла около 1,1 млрд. КВт-ч. Гидроэлектростанция была введена в эксплуатацию в 2011 году. К концу прошлого года ГЭС выработала более 4 млрд. кВтч электроэнергии, отвечающей насущным потребностям социально-экономического развития, а в частности удовлетворила актуальный спрос жителей региона на электроэнергию.
Вышеуказанные факты и данные являются лишь частью первых результатов китайско-казахстанского сотрудничества в рамках программы индустриализации страны.
Можно четко увидеть, что передовые производственные мощности китайско-казахстанского сотрудничества создадут благоприятные условия Казахстану для осуществления модернизации промышленности и перевода экономики на рельсы устойчивого развития.
У нас есть основания полагать, что под руководством лидеров двух стран и совместными усилиями обеих сторон, китайско-казахстанское сотрудничество в сфере индустриализации будет продолжать углубляться и идти в правильном направлении, внося мощный импульс в «Один пояс – один путь» и создавая больше преимуществ для благосостояния двух народов!
Доступ на мировые рынки
Благодаря «Одному поясу – одному пути» Тихоокеанский морской бриз донесся до казахских степей. Казахстан – «великая страна степи». Здесь есть все, кроме выхода в мировой океан.
В мае 2014 года в Шанхае Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент РК Нурсултан Назарбаев стали свидетелями ввода в эксплуатацию базы грузоперевозок китайско-казахстанского морского порта Ляньюньган.
Это первый ключевой проект Китая и Казахстана в совместном строительстве «Одного пояса – одного пути», более того, это – хорошее начало новых сухопутных и морских перевозок между Азией и Европой.
С этого момента, у Казахстана впервые в истории появился морской порт, ориентированный на Тихий океан, а морской бриз Тихого океана впервые донесся до казахских степей.
Опираясь на строительство «Одного пояса – одного пути», Казахстан из традиционной страны, не имеющей выхода к морю, превратился в транзитный узел Азии и Европы, играя все более важную роль в торговой цепочке между востоком и западом. Это преимущество местоположения привлекает большой объем иностранных инвестиций в Казахстан. Согласно статистическим данным, за первые семь месяцев этого года в Казахстан было привлечено 6,7 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.
По сравнению с прошлым годом показатель увеличился на 24 процента. Среди этих инвестиций, инвестиции в промышленность выросли на 32,7 процента, что способствовало росту стоимости промышленной продукции в Казахстане и реализации программы «Третьей индустриализации». А инвестиции в транспортные перевозки и связанные с ними складские услуги увеличились на 37 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что способствовало модернизации транспортных сетей в Казахстане. Среди вышеупомянутых инвестиций частный капитал составил 35,4 процента, что свидетельствует о доверии инвесторов к потенциалу развития Казахстана.
В сопровождении морского бриза в Казахстан прибыли качественные зарубежные товары. Благодаря новому азиатско-европейскому коридору сухопутных и морских перевозок, транспортные затраты и срок ввоза товаров в Казахстан значительно сократились. Товары, вышедшие из порта Ляньюньган, в течение 6 дней могут быть доставлены в крупнейший город Казахстана – Алматы. Множество недорогих иностранных товаров вышли на рынок, и начали приносить пользу жителям Казахстана. К примеру, свежие фрукты из Южной Америки, электроника из Китая, автозапчасти из Японии и косметика из Южной Кореи.
За четыре года, прошедшие с момента подключения к работе порта Ляньюньган, было накоплено 12,14 млн. тонн груза и 800 тыс. контейнеров. За первые семь месяцев этого года объем транзитных товаров через порт Ляньюньган составил 2,59 млн. тонн и 163 тыс. контейнеров. Сопоставимый прирост составил 3 процента и 29 процентов.
Сухой порт
Был построен Сухой порт в специальной экономической зоне «Хоргос-Восточные ворота» китайской стороной с общим объемом инвестиций в 90 млн. долларов США, через который в прошлом году были перегружены 80 тыс. контейнеров, а за первые семь месяцев этого года были перегружены 68 тыс. контейнеров, по сравнению с прошлым годом показатель увеличился на 34,6 процента.
Наряду с морским бризом появились дивиденды транзитной перевозки. Китай и Казахстан открыли 72 международных пассажирских и грузовых маршрута, в том числе «Чанъань», «Чунцин-Синьцзян-Европа», «Ляньюньган-Синьцзян-Европа» и др.
В прошлом году количество отправленных грузовых поездов из Китая в Европу, проходящих через территорию Казахстана превысило 1800, увеличившись на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате, Казахстан получил доход от фрахта в размере 3 млрд. долларов.
В первой половине этого года объем перевозок по маршруту Китай-Европа достиг 109 тыс. контейнеров, увеличившись на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что составляет 66 процента от общего объема казахстанских контейнерных перевозок.
Не так давно был официально запущен и успешно доставлен прямой контейнерный поезд из Чэнду, административного центра провинции Сычуань Китая, в Алматы.
Состав первого поезда состоял из 41 вагонов, заполненных кондиционерами, лифтами и эскалаторным оборудованием. В будущем будет регулярно функционировать прямой поезд Чэнду-Алматы.
Сделано в Казахстане
Уже завершено строительство части международной автомагистрали «Западный Китай – Западная Европа» на территориях Китая и Казахстана с общей протяженностью более 2700 км. В прошлом году грузооборот на казахстанском отрезке международной автомагистрали «Западный Китай - Западная Европа» составил 600 тыс. тонн. Согласно предварительному расчету, в будущем, годовой объем грузооборота через «МЦПС «Хоргос» достигнет 3,5 млн. тонн.
С морским бризом появился брэнд «сделано в Казахстане» в странах Юго-Восточной Азии. В феврале прошлого года первая партия из 720 тонн пшеницы, выращенной в Казахстане была успешно доставлена на базу логистического сотрудничества в порту Ляньюньган через «МЦПС «Хоргос», а затем посредством морских перевозок была отправлена во Вьетнам. Впервые казахстанские сельскохозяйственные продукции были направлены в страны Юго-Восточной Азии через Тихий океан и успешно открылись новые каналы экспорта зерна из Центральной Азии.
В настоящее время специальные поезда для транспортировки казахстанской пшеницы начали свое полноценное функционирование. С февраля по июнь этого года, то есть всего за 5 месяцев количество специальных поездов по транспортировке казахстанской пшеницы через территорию Китая достигло 10, объем товара – 13400 тонн.
По оценкам, в течение года около 50 специальных поездов отправятся через Китай и будут транспортированы за рубеж 120 тыс. тонн казахстанской пшеницы. Китайская сторона специально для казахстанской стороны снизила железнодорожный фрахт на 30 процентов, и позволила использовать для перевозки казахстанские стандартные контейнеры, что значительно сократило транспортные расходы, сэкономило время и гарантировало конкурентоспособность экспорта.
Это вполне отражает дружеские намерения и огромную поддержку китайской стороны относительно казахстанской стороны.
Светлый путь
Как сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Азиатско-европейское трансграничное сотрудничество между Казахстаном и Китаем является успешным примером эффективного сопряжения Новой экономической политики «Нурлы жол» с инициативой по строительству Экономического пояса Шелкового пути, которое непременно принесет всем прилегающим странам экономическое процветание и благосостояние народа».
Китайская сторона готова совместно с казахстанской стороной взаимодействовать в рамках Нового евразийского межконтинентального транспортного канала сухопутных и морских перевозок и сформировать его как образец международного сотрудничества «Одного пояса – одного пути».
Пусть Китай и Казахстан в новую эпоху совместно напишут в истории Шелкового пути новую главу мира, открытости, инноваций и процветания!