Ксения ЕВДОКИМЕНКО: Дым отечества
Так получилось, что в этом году отпуск я провела на даче. Самым банальным образом - с детьми, родителями, любимыми цветами, заготовками и еще сотней мелких радостей неспешной, почти сельской жизни. И в очередной раз попала под обаяние небольшого городка, расположенного поблизости.
Городские - народ балованный: не то что в горах выживать, но и на даче вечно не хватает самых “необходимых” вещей. То творога строго определенной марки, то геля для душа. В двух километрах небольшой зеленый город Каскелен, вот туда мы и мотались чуть ли не каждый день. Заодно ощутили спокойствие и добродушие, царящие в нем, что-то неуловимо напоминающие старую Алма-Ату. Здесь если ты один раз что-то купил, то в следующий продавец будет передавать приветы всем твоим домочадцам. Здесь чаще, чем в большом городе, улыбаются, а пешеходы чувствуют себя в безопасности даже при отсутствии тротуаров. Это территория одноэтажных домиков с садами и людьми, с которыми легко общаться.
Мальчишка лет десяти с серьезным видом продает арбузы, профессионально нахваливая товар, обещая, что еще приеду к нему за такой вкуснятиной. Татешкой меня не называет - понимает, что обижусь. А за сдачей бежит к коллегам через дорогу, но предварительно просит меня подержать выручку, чтобы чего не случилось, пока он бегает.
На базаре ходовой товар - стеклянные банки. Оно и понятно - время заготовок. Пока выбираю, успеваем и рецептами обменяться с продавщицей, и про погоду поговорить. Новости политики и экономики потряхивают жителей мегаполисов - здесь больше в ходу прогноз погоды.
С завистью провожаю глазами стайки ребячьей мелкоты, которые беспечно тусуются по городу. И невольно закрадывается сумасшедшая мысль: а вот как было бы здорово, если бы поселить здесь родителей и детей, а самой ездить в город на работу…
Мысль сумасшедшая. Хотя еще в то время, когда Алматы был Алма-Атой и гораздо скромнее размерами, несколько небольших городов рядом были обозначены как города спутники: Талгар, Иссык, Каскелен. По крайней мере, во времена моего детства много говорили об этом. Предполагалось, что люди живут в “зеленой” зоне, а на работу ездят в город. Да и совсем недавно, буквально лет пять назад, огромное количество алматинцев всерьез мечтали жить в пригороде. Вспомните, как грибы после дождя появлялись коттеджные городки, поля застраивались индивидуальным жильем, на дачи проводили все коммуникации и обустраивали на постоянку.
Погубили идею, как всегда, дороги и отсутствие сообщения. Вечером на каждом направлении, ведущем к городам-спутникам, стоят толпы людей и отчаянно ловят такси в надежде уехать. В плохую погоду они чуть не кидаются под колеса.
Ну, хорошо, электричка или новомодный трамвай - это долгая история. Но неужели трудно пустить несколько “гармошек” с четким расписанием? И кто должен это сделать - алматинские власти, которым выгоднее уплотнять центр города, или акиматы пригородных поселков и городов, пекущиеся об удобстве своих жителей? Кто должен расширять дороги, связывающие Алматы не с другими городами, а с пригородом и ближайшими населенными пунктами? Почему город не замечает узких двухполосных шоссе, которые при непогоде, разгуле стихии превращаются в монолитные пробки? И если власти Алматы переживают за воздух, то где парковки перехвата для въезжающих в город и готовых пересесть на общественный транспорт? Почему постоянно идет разговор лишь о том, чтобы запретить областным машинам въезд в город?
Словом, мечты мои сами собой рассеялись, столкнувшись с суровой логистикой. Впрочем, может, постою в пробках родного города, подышу его отравленным воздухом и снова вернусь к ним? Сплошные вопросительные знаки.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, журналист