Сергей СНЕГИРЁВ: Я - за наказание рублём
Каждая третья собака в отлове - это питомец, ставший ненужным своим хозяевам. Каждый третий! Это Маленький принц был в ответе за тех, кого приручил. Мы живем совсем по другим правилам…
Я часто бываю в отлове и каждый раз, когда вижу глаза этих преданных кем-то малышей, стариков, обычных бобиков, потерявших детскую щенячью привлекательность и ставших ненужными, готов потерять контроль над собой. Получается, что строительный мусор нельзя выкинуть в неположенном месте, за окурок мимо урны оштрафуют, а вот если ты выставишь на улицу свою собаку, то тебя никто не привлечет к ответственности.
Совсем недавно я увез из отлова молодого, совершенно здорового боксера. Его хозяин уезжал в другой город. Взять с собой животное не было возможности, и он решил, что гораздо гуманнее привести друга в отлов, чтобы его усыпили. Того боксера я забрал прямо из рук хозяина, дал объявление в соцсетях и в тот же вечер нашел ему новую семью, от которой до сих пор получаю слова благодарности. Собакен оказался на редкость умным, воспитанным, непривередливым. Самое главное, не затаил зла на людей, способных предавать.
Еще один пример. Живет дома веселый пес, хозяева его время от времени выпускают погулять по округе (что, в принципе, неправильно). Естественно, однажды он на улице цепляет какую-то кожную болезнь, паршивеет. Хозяевам везти собаку к ветеринарам лень, болезнь сама не проходит. Сначала пса пускают во двор, чтобы хотя бы покормить. А затем перед ним закрывают и дверь, и калитку. Животное даже не может само находить себе еду. В итоге служба отлова забирает больную, ослабевшую собаку, чтобы усыпить. То есть хозяева не готовы тратиться ни на лечение, ни на усыпление, это все перекладывается на государство.
Я забрал больного пса, потому что понимал: она никому не нужна, и ее ждет верная смерть. Три месяца животное проходило лечение в ветеринарной клинике. Сейчас это - умнейший пес, который очень помогает нам в работе с особенными ребятами, он умеет найти контакт и заглянуть в душу к любому человеку.
И таких историй в моей практике огромное количество. Нет лишь историй о том, как хозяин получил наказание или хотя бы штраф за ненадлежащее обращение с животным - за то, что бросил друга или выставил его из дома.
Наверное, мы общество, которое понимает только наказание рублем. Ведь приучили нас очень быстро ездить с пристегнутыми ремнями безопасности. Насколько я помню, в Италии за оставленное животное, особенно если оно подвергается опасности, налагается штраф около девяти тысяч евро. У нас же безответственность перед домашними животными достигла огромных размеров.
Сейчас сносится много строений частного сектора сразу в нескольких районах Алматы. Вы думаете, хозяева пристраивают в добрые руки своих собак и кошек? Привозят их в приюты? Девяносто процентов хозяев просто оставляют животных во время переезда. Бывшие “звоночки” пополняют армию беспризорных городских собак, и теперь уже город должен тратить деньги на их поимку, усыпление. В лучшем случае привозят своих друзей в отлов, полагая, что эта организация - что-то вроде питомника и пристраивает собак в хорошие руки.
Месяца через полтора отлов пополнится дачными щенками. Теми, кто подрос и стал не такой милый, кого не хочется везти в чистую городскую квартиру, с кем оказалось слишком много хлопот.
Можно открывать питомники, но они никогда не вместят всех брошенных, преданных, ненужных. Наверное, параллельно надо как-то работать с чувством ответственности людей, хотя бы через штрафы.
Сергей СНЕГИРЁВ, зоозащитник