Николай ИСАЕВ: Эффект искусственного старения
Из местной газеты AQJOLTAI узнал, что, оказывается, в Семее прошла республиканская научно-практическая конференция, где постановили, что нашему городу не 300 и даже не 1000, а 1100 лет!
У резкого скачка возраста Семея есть своя предыстория. Еще в канун празднования 295-летия города бывший аким Семея Айбек Каримов заявил: праздновать не будем, городу 1000 лет, и историки это докажут. Прошло пять лет, но доказательств так никто и не предоставил. Уже в этом году на отчете нынешнего градоначальника Ермака Салимова перед общественным советом встал вопрос: почему не ведется подготовка к празднованию 300-летия Семея? Аким, сославшись на разнобой в определении возраста города, предложил решить спорный вопрос на конференции. И вот участники уже проведенной в одном из вузов города конференции выносят решение: Семею - 1100 лет! Спросите: на чем оно основывается?
Главный довод - статья из Казахской советской энциклопедии, где утверждается, что семипалатинскую древность можно разделить на следующие периоды: Гуннский, Тюркский каганат и феодальный. По мнению спикеров конференции, под понятием “Тюркский каганат” имелся в виду “кимако-кыпчакский период Семея”. Книга
Б. Кумекова “Государство кимаков”, основанная на карте арабского географа аль-Идриси, позволяет организаторам конференции думать, что Семею может быть 1100 лет. Но вот что интересно: на реконструированной автором карте все предполагаемые местоположения городов, упоминаемых аль-Идриси, находятся между нынешними озерами Зайсан, Балхаш и Иссык-Куль. То есть в Семиречье! А для городов на Иртыше остаются только расплывчатые предположения. Да и то автор книги упоминает “среднее течение Иртыша”. Тогда как Семей испокон веков был центром Верхнеиртышского пароходства. Может, именно поэтому в некоторых источниках предполагают, что столица Кимакии находилась вблизи Павлодара.
В любом случае в научном мире каждая гипотеза должна подкрепляться данными археологических раскопок, как произошло в случае с Алматы, отметившим свое 1000-летие. У сторонников 1100-летия Семея материальных подтверждений нет. Есть только горячее желание состарить город на Иртыше, который ведет свою историю с основания Семипалатинской крепости в 1718 году. И тут все средства хороши! Так, вышеуказанный материал в газете AQJOLTAI вышел под заголовком “Решение принято” на фоне фотографии городского акимата. То есть читателю внушается, что городской акимат заведомо одобряет решение участников конференции, что Семею 1100 лет. И в завершение применяется беспроигрышный прием - печатается внушительный список видных ученых, политических и общественных деятелей Казахстана, якобы поддержавших сомнительное решение. Среди них депутаты парламента, мажилиса, нашего города и области. Правда, сами упомянутые там депутаты категорически от этого отказались. И все же становится как-то не по себе, когда среди поддержавших явно антинаучное решение видишь имена доктора экономических наук, директоров музеев, кандидатов философских и исторических наук, регионального руководителя партии “Ак жол”…
У меня возникает множество вопросов: почему на научно-практическую конференцию не пригласили ни одного сторонника традиционной истории происхождения города? почему предпочли монолог диалогу? почему упрямо навязывается гипотеза 1100-летия Семея, не выдерживающая никакой критики? и можно ли назвать патриотами Казахстана тех, кто в угоду своему тщеславию готов на фальсификацию фактов?
Николай ИСАЕВ, член общественного совета города Семея