Ербол ЖУМАГУЛ: Электронный ключ к нормальной жизни
Мне, как и многим в Казахстане, сейчас начинает казаться, что наша страна не для всех граждан. Но если мы все соберем чемоданы, то кто здесь останется? Не хочу расщеплять эти слова на атомы, но я свою страну никому не отдам. Я всегда буду жить здесь и умру тоже здесь. Тут для меня пуп земли! Хотел бы - давно уехал.
К сожалению, сегодня предэмигрантское уныние стало модным трендом, а превращение журналистики в стенгазетную чушь или, в лучшем случае, в сиюминутный хайп приучило общество к неверию и апатии.
Но как бы пафосно ни звучало, никто, кроме нас самих, нашу страну не изменит. Я лично буду делать для этого все, что в моих силах, то есть проявлять личное участие в этом.
Сейчас мы с друзьями реализуем на общественных началах один проект: мы объединяемся сами и призываем всех других казахстанцев войти в сообщество людей, которые пользуются услугами электронного правительства.
Маленький пример: представьте двор, в котором живут более тысячи человек. Кто виноват в том, что зимой никто не убирает лед, а десятки стариков получают перелом шейки бедра? Вороватая начальница КСК или инертные граждане, которые ее добровольно содержат на свои деньги, вместо того чтобы заменить? Или аким лично распорядился не убирать лед и не контролировать деятельность КСК? А может, самим гражданам нравится по полгода возить своих стариков по больницам, коль они не хотят взять ситуацию в свои руки, зная, что закон на их стороне. Возможно, жителям этого двора просто лень бороться, но, может быть, и просто страшно.
В насмерть запуганных на несколько поколений вперед людях, видимо, все еще сидит берущая свои корни из тоталитарного сталинского режима советская привычка прятаться за коллектив. Поэтому наиболее частой реакцией на ту или иную проблему является петиция или словесное заявление. Но бумажку с двумя сотнями подписей, за которой не стоит ничего, кроме эмоций, можно порвать или потерять. Однако если это превратится в две сотни официальных запросов в электронном виде, то дело обретает совсем иные очертания. Пока этого не будет, можно сколько угодно жечь покрышки возле Акорды - ничего не произойдет! Нет, я не против стоять на майдане, но с кем туда идти? И где он, этот майдан? А коль нет его, давайте устроим виртуальную революцию!
Это я к тому, что 50 человек, одновременно решающие проблему посредством электронного ключа, эффективнее двух тысяч митингующих по тому же вопросу.
Примеры уже есть. Скажем, в городе Абае Карагандинской области есть улица, на одной стороне которой имелось центральное отопление, на другой - нет. И так продолжалось 20 лет. Мой друг года два убеждал жителей сделать электронные ключи, потом, еле-еле собрав с десяток активных жителей, нажал в своем компьютере на пару кнопок, и через три месяца (о, чудо!) провели отопление. К нему тут же сбежались жители соседней улицы. А самим кнопку нажать слабо, что ли?
Еще один знакомый, услышав от меня про электронное правительство, сделал ключ и уже через неделю решал проблемы родственников-ветеринаров из Жамбылской области. Теперь ему постоянно приходят письма от e-gov: мол, посмотрите, мы обсуждаем такие-то изменения.
То есть сейчас важно выкинуть из головы мысль о том, что начальник будет строить наше счастье вместо нас. Никогда не будет строить. И пока мы, поняв это, не сметем своим образом жизни всех хапуг и временщиков, то наши “слуги” будут продолжать строить себе виллы в Испании и “Чубарах”, покупать яхты и любить только власть - их так учили в партшколе. То есть пока не изменится гражданское самосознание, мы ничего не построим. Даже чудо, которое совершил Саакашвили в Грузии, опиралось на поддержку огромного числа социально активных грузин, смертельно уставших от коррупции.
Ербол ЖУМАГУЛ, поэт и кинорежиссер