3867

Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА: Унизить любой ценой

Настроение было чудесное. Ничто, как говорится, не предвещало. В автобусе полноправно царила кондуктор, которая громким голосом раздавала приказания срочно оплатить.
На моей остановке вдруг возникла ситуация, в которой ориентироваться пришлось очень быстро: как оказалось, у двух пацанов 8-9 лет что-то случилось с карточкой “Оњай!”. То ли денег не оказалось, то ли замкнуло что-то. В общем, кондуктор зычно орала: “Ничё не знаю - платите за двоих!” Вступившийся за мальчиков дед огреб по полной: “Тогда давайте платите за них”. И апофеозом всей ситуации стало то, что женщина, растопырив руки, сказала им: “Никуда вы не выйдете, поедете со мной, пока не оплатите”.
Логики в этом, разумеется, не было никакой. Если ребенок не может оплатить карточкой, вполне логично, что и мелочи у него нет. По глазам пацанов было видно, что они напуганы и растеряны.
- Вы не имеете права, - сказала я, причем на первый раз спокойно.
- Имею! - отрезала кондуктор.
Пришлось крикнуть водителю, что автобус никуда не поедет, я вызываю полицию. Услышав про полицию, кондуктор резко взяла пацанов за ворот и попыталась вытолкнуть из автобуса. Удалось немного самортизировать, но в целом, конечно, зрелище было очень унизительное.
В этот момент я представила, что на месте ребят могла быть моя дочь. Одна. Или сын, который хоть и подросток, но, в общем-то, тоже против хамства не смог бы устоять. Примечательно, что орала кондуктор только на детей и того старика, что посмел за них вступиться.
Я решила действовать. Звонок на “102”, заявление в РОВД, краткий разговор с участковым. Спросил, поеду ли я на встречу с директором автопарка и смогу ли узнать кондуктора.
Понятное дело, что хамство - оно повсюду. Маленький человек, дорвавшись до власти, отыгрывается на тех, кто слабее. Это вопрос философский, и задача тут только одна - детей воспитать по-другому.
Но вот что я подумала тогда: если бы, например, у особенного ребенка или взрослого не сработала карточка и он бы не смог объяснить, в чем именно сложность? Если бы мама с особенным ребенком попала под горячую руку этой женщине?
Ну хорошо, забрала бы она пацанов до конечной 141-го автобуса - это остановка “Мост”. Шли бы они вниз по проспекту Достык до дома, после того как там бы на них взрослые, которые вообще-то должны защищать детей, спустили всех собак. Шли бы они шли, и с ними что-нибудь случилось... Кто будет виноват? Водитель или эта женщина, у которой в приступе ненависти ко всему миру отключились мозги и которая своим поступком в очередной раз этим детям показала, что взрослые не будут их защищать. Более того, они готовы унизить, обидеть, создать опасную ситуацию всего из-за 40 тенге.
Позже позвонил участковый и сказал, что все материалы собрал, кондуктор приезжала к нему и написала объяснительную.
Я спрашиваю: а дальше что? Говорит: надо было у мальчишек контакты взять, чтобы их родители заявление написали.
На мой вопрос, что делать взрослым, если они стали свидетелями правонарушения в отношении несовершеннолетних, товарищ в погонах ответить не смог.
До каких пор кондукторы будут оскорблять, унижать пассажиров, если у них не сработала карточка “Оњай!”? До каких пор они будут чувствовать свою безнаказанность?
Ответов на эти вопросы тоже нет ни у кого. Но самое ужасное, что взрослые забывают, зачем они нужны. И какие-то человеческие законы все меньше работают.

Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА, общественный деятель

Поделиться
Класснуть