Дмитрий ДИШАНДИ: Не пора ли нам развеяться?
Не так давно на своей странице в соцсети я спросил подписчиков: “Что вы думаете о кремации?” Пусть вас не шокирует этот вопрос. Бессмертие неопределенно маячит в научных прогнозах на вторую половину XXI века, так что пока приходится как-то утилизировать наши бренные тела после смерти (душа-то, понятно, вечна).
Поясню, почему меня заинтересовала эта тема. Я с детства увлекаюсь культурой Индии и Китая, в частности их системами развития - йогой, тантрой и цигун. Много путешествовал в поисках знаний. В 2009 году приехал в Казахстан и сразу начал заниматься развивающими проектами. Стало любопытно, почему в такой большой и многонациональной стране до сих пор нет крематория и те люди, которые желали кремировать своих близких, вынуждены везти их тела в ближайшие города РФ. По своим убеждениям я считаю, что каждый человек вправе сам решать, во что верить, а также выбирать способ своего погребения. Здесь у многих людей эта тема табуирована, и ее даже обсуждать не принято. Но я со своим взглядом на жизнь и смерть отношусь к этому вопросу легко. И попросил своих подписчиков в соцсети ответить на три вопроса: приемлема ли для вас кремация или нет? если да, хотели бы вы, чтобы ваше тело кремировали (когда вы умрете счастливые в глубокой старости)? сколько вам лет?
Итак, из трех с лишним тысяч моих подписчиков на вопросы ответили более 150 человек. 90 (!) процентов из них высказались за то, чтобы их тело кремировали после смерти. Конечно, я понимаю, что моих подписчиков нельзя считать репрезентативной выборкой, отражающей все слои казахстанского общества: большая часть из них - люди творческие, неформальные, с современным взглядом на жизнь. “Кремироваться хотел с детства...” - пишет мне известный алматинский художник Сева ДЕМИДОВ. Средний возраст ответивших около 35 лет, хотя среди поддержавших идею кремации есть и 20-летние, и почтенные дамы за семьдесят. Вот какие были ответы: “Однозначно да. Планирую годам к 80 гореть синим пламенем”; “Еще подростком думала, что хотела бы сгореть и быть развеянной по ветру”; “Я за кремацию, чтобы не взращивать города мертвых - кладбища”. “Есть прекрасный проект: останки помещают в урну и высаживают дерево. Хотела бы расти дубом, или кедром, или секвойей во дворе поместья своих детей, внуков и зырить, как там у них все происходит)))))”; “А вдруг умру от эпидемии? И моя тушка будет гнить в земле, заражая подземные источники штаммами всякими. Уж лучше кремирование”; “Раздам органы нуждающимся, и потом пусть кремируют”; “Однозначно хочу, чтоб меня кремировали, высыпали в море и не ходили бы родственники всю жизнь за гниющими костями оградку поправлять”; “В городах-миллионниках, таких как Москва, Мадрид, Пекин и т. д., по умолчанию только кремация, потому как люди так размножились, что похоронить каждого в земле - земли не хватит”; “По мне, эта тупая привязка к телу нужна только могильной мафии”. Есть и противоположные ответы, но их меньше: “Я против категорически, я христианка, считаю, что тело должно быть предано земле по всем правилам православия”; “В Казахстане много земли, на всех хватит”.
Зато некоторые мне писали: “Отличный стартап! По желанию клиента - онлайн-заказ, доставка пепла в любую точку мира и прощальная вечеринка”.
Из разных источников я узнал, что уже были попытки построить крематорий близ Алматы, даже предлагали проекты на государственном уровне, но они не увенчались успехом. Объяснялось это тем, что, мол, большинство людей в Казахстане либо мусульмане, либо христиане и по их канонам кремация неприемлема, поэтому проекты закрывались. Но мои опросы говорят, что среди атеистов, буддистов, кришнаитов идея кремации очень популярна - по крайней мере 200 потенциальных клиентов набралось за пару дней. Несправедливо лишать этих людей их последней воли.
У меня возникла идея строительства крематория, стены памяти и сада памяти близ Алматы. Но пока я не пошел в госструктуры со своим проектом, так как, проанализировав ответы, понял, что мои клиенты на кремацию будут готовы лет через 40.
А пока у тех, кто все-таки хочет быть кремирован, есть два варианта: ехать в последний путь за границу (ближайший пункт, где есть крематорий, Новосибирск) или нелегально сгореть на своем дачном участке по старинке на костре. Но это, конечно же, шутка.
Дмитрий ДИШАНДИ, организатор фестиваля FourЭ, основатель системы развития человека Human Energy