6034

Асия ХАЙРУЛЛИНА: Поговорите с дочкой по душам

Как ни страшно об этом говорить, но мы боимся признаться самим себе в том, что превратились в общество, в котором запросто выбрасывают детей на помойку. Это невообразимый уровень ханжества и отрицания проблемы.
“Тело мертвого младенца нашли на свалке в Шымкенте”, “В Костанае в мусорном баке обнаружили мертвого ребенка”, “Новорожденного нашли в мусорке в Карагандинской области” - это заголовки, которые появлялись в наших СМИ лишь за последние несколько месяцев. Такие случаи становятся чуть ли не обыденностью. Мы буднично фиксируем: вот еще один. И продолжаем жить в обществе, в котором незамужней забеременеть стыдно, уж лучше родить и выбросить ребенка на помойку или в туалет.
Нам всем нужно набраться смелости и честно ответить самим себе на вопрос, почему случаев, когда совсем юные девочки выбрасывают новорожденных детей на помойку, становится все больше. Ұят. Полнейшее отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями. Недостаток элементарной информации о здоровье и половом воспитании, которой должны владеть подростки, - вот те причины, которые толкают наших детей на такие поступки.
Казалось бы, что может быть проще: рассказать своему ребенку, такому любимому и наивному (ой, что вы, с моей-то такого точно никогда не произойдет - тут же возразят мне и будут не правы), о ранней беременности и ее последствиях, о контрацепции. Но родители этого не делают... Им стыдно. Учителя? Они тоже стесняются. Мы проводили опрос на эту тему, и большинство педагогов честно признались, что для них эта тема - табу. Проводить ликбез для 40-летних людей? Простите, это же смешно. В итоге дети получают информацию (еще неизвестно какую) от сверстников и из Интернета. Ведь до сих пор в нашей стране нет доступных для несовершеннолетних ресурсов в соцсетях, где они могли бы получить консультацию по волнующей их теме или совет.
При этом в Казахстане возраст информированного согласия на медицинские услуги наступает с 18 лет. То есть если девочка забеременела в 16 или 17 лет, она должна привести с собой в больницу маму. Это и становится препятствием для того, чтобы обратиться к врачу. Молодые люди нередко вступают в половые отношения с 15 лет. Они могут заразиться заболеваниями, передающимися половым путем, но в больницу не идут, потому что боятся родителей. В итоге мы имеем запущенные случаи, которые приводят к серьезным для здоровья последствиям, бесплодию в том числе. Девочки, узнав о беременности, пьют кошачьи таблетки, приводящие к выкидышу, и тоже потом не могут иметь детей.
Мне кажется, если с 14 лет наступает уголовная ответственность, в 16 лет подростки получают паспорт, могут даже вступить в брак в исключительных случаях, то можно снизить возраст для самостоятельного обращения за медпомощью до 16 лет. Мы должны сделать все, чтобы несовершеннолетние не боялись идти к врачам и психологам, имели возможность получать доступную информацию и консультации специалистов, были уверены в том, что окружающие их поддержат, а не затравят.
Но, когда я вижу предложения некоторых экспертов, работающих в этой сфере, у меня складывается впечатление, что мы идем в обратном направлении. На этой неделе в Астане проходила международная конференция “Казахстан, дружественный детям”. Во время подготовки к ней были различные дебаты. Я внимательно изучала материалы, связанные с ними, и обнаружила абсурдное, на мой взгляд, предложение: ввести административную ответственность для тех граждан, которые не сообщили о факте беременности несовершеннолетней девочки в соответствующие органы - полицию в первую очередь. Речь идет о том, что родители должны доносить на собственных детей, чтобы не получить штраф. Представляете? Что мы делаем, предлагая подобные поправки? Еще больше загоняем в угол не только подростков, но и взрослых, оказавшихся рядом. Это может привести к самым страшным последствиям, когда девочки будут делать криминальные аборты, не видя другого выхода, и, как сейчас, выбрасывать детей на помойку. Я категорически против этого.
Некоторые, наверное, воскликнут: “К чему ты призываешь наших детей! Хочешь создать все условия, чтобы они беременели в 15-16 лет? Не наш это путь, нужно вернуться к истокам!” Я отвечу так: давно пора начать разговаривать с подростками на одном языке и прекратить им читать нотации, сделать так, чтобы они получили нужные знания и свое­временную помощь и поддержку. Вдумайтесь, только по официальным данным, в прошлом году было зарегистрировано 4254 случая беременности среди девочек 15-17 лет. А мы до сих пор не можем установить беби-боксы, предпочитая восклицать: что вы, это не про нас, зачем они нам нужны?! Легче поплакать над информацией об очередном выброшенном на помойку ребенке, чем установить беби-бокс. И продолжать делать вид, что это исключительный случай и вообще не про нас.

Асия ХАЙРУЛЛИНА, руководитель общественного объединения “Лига женщин творческой инициативы”

Поделиться
Класснуть