4718

Рашид ГАРИПОВ: Под небом красивых слов

Чего греха таить, любим мы, пишущая братия на просторах СНГ, красивые слова. Особенно когда речь идет о названиях других стран. Или других слов не хватает.

Японию мы предпочитаем называть Страной восходящего солнца (как будто в других странах оно не восходит, а светит на небосклоне круглые сутки), Канаду - Страной кленового листа (хотя клены растут и в других государствах), а Корею - непременно Страной утренней свежести, видимо, признавая, что в других странах утро не совсем свежее.
Избитым штампом стало употреб­ление вместо названия “Украина” слов “незалежная” или “самостийная”. Чего здесь больше: неистребимой тяги к иностранным словам или слепого копирования худших образцов российской журналистики? Ведь ни у кого не повернется язык называть Англию или США “индепендент”.
Избитым местом стало называть Британию Туманным Альбионом, хотя сегодня этот термин употреб­ляется в Англии в возвышенном стиле, а в других странах - обычно в несколько ироничном смысле. Но только не у нас - у нас все на полном серьезе.
Но больше всего поражает упорство, с которым российские и вслед за ними казахстанские журналисты предпочитают именовать Китай поэтичным на первый взгляд синонимом Поднебесная. И кочует это слово из статьи в статью, из радиорепортажа в телепередачу, что порой слово “Китай” или аббревиатура КНР встречается реже Поднебесной.
Но мало кто из нас знает, что китайский термин “поднебесная” использовался в древности для обозначения всего мира, а позднее - территории, на которую распространялась власть китайского императора. В конфуцианской идеологии император рассматривался как представитель неба на земле, а подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы так и называлось “храм Неба”.
Согласно таким представлениям центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и варвары. Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства - лишь его вассалами.
Не буду вдаваться в дебри китайских премудростей, поскольку в КНР уже давно нет императора, а заправляют всем коммунисты с рыночным мировоззрением, но идея властвовать над всем миром у наших соседей сидит так же глубоко, как философия Конфуция и цитаты Мао. Хотя никто громко об этом не говорит.
Китайцы вообще предпочитают меньше говорить, а больше делать. Поэтому сегодня мы все стали свидетелями китайского экономического чуда, и нам лишь остается с завистью наблюдать, как товары и капитал из КНР завоевывают мир. При этом наши соседи с помощью многомиллиардных инвестиций втягивают в сферу своих экономических интересов все больше стран на разных континентах: от Африки до Америки.
А мы говорим и с каждой печатной страницы громогласно твердим, как мантру, так понравившееся нам слово. Словно призываем то время, когда все мы станем вассалами страны с красивым и поэтичным названием.
Любопытно, что никто в мире, кроме нас с россиянами, не употребляет так часто старинное название Китая. Хотя именно нашим странам больше других стоит тревожиться по поводу столь опасного соседства. Похоже, что мы уже смирились с мыслью, что рано или поздно теория Поднебесной империи станет реальностью.
Кто-то скажет: это всего лишь слова. Хотя давно уже пора понять, что сегодня слова - главное оружие в информационных войнах. Сегодня побеждает не тот, кто реально победил, а кто первым прокричал об этом. И нам, журналистам, каждый раз стоит задумываться над старым, как мир, вопросом: как слово наше отзовется?

Рашид ГАРИПОВ, журналист

Поделиться
Класснуть