Ирина МОСКОВКА: Чиновников заманчивые песни
Наблюдая за взаимоотношениями предпринимателей и чиновников, замечаешь любопытный расклад. Бизнесменам сулят чуть ли не золотые горы за участие во всевозможных госпрограммах: достаточно щедрые субсидии, выгодные кредитные условия. В крайних случаях, например, привлекая подрядчиков для восстановления разрушенных паводками домов несчастных сельчан, заключают сначала, по сути, джентльменское соглашение о покрытии убытков предпринимателей за счет бюджетных средств. Мол, прибыль срубить на стройке не получится, но и в минус не дадим вам уйти. А как только представители бизнеса втянулись в какой-то проект, их власть имущие партнеры нередко начинают вносить в правила игры неожиданные коррективы.
Вот в качестве наглядной демонстрации свежая история, случившаяся в Карагандинской области. Крестьянское хозяйство “Роза-Агро” занимается картофелеводством. Местное управление сельского хозяйства прислало фермерам письмо о том, что акимат готовит постановление об установлении перечня приоритетных сельхозкультур и норм субсидий. Исходя из этого на гектар картофельного поля полагались выплаты в размере 150 тысяч тенге. Воодушевленные посулами крестьяне тут же вздумали развивать бизнес и взяли в компании “КазАгроФинанс” кредит на приобретение системы капельного орошения. А позднее, когда чиновники приняли вышеупомянутое постановление, выяснилось, что размер субсидий уменьшился почти вдвое - до 80 тысяч тенге за гектар.
В результате у фермеров возникли затруднения с выплатами по кредиту. И они попробовали отсудить у акимата то, что недополучили - чуть более семи миллионов тенге. Однако во время слушаний местные чиновники-ответчики брать на себя ответственность за рокировку цифр отказались. Сослались на Министерство сельского хозяйства, которое снизило объем субсидий, так как их размер превышал среднереспубликанский уровень. И специализированный экономсуд встал на сторону акимата, сочтя, что никакого ущерба крестьяне не понесли. Ведь они все-таки получили помощь от государства, хоть и не того размера, как обещалось изначально. А как теперь истцам вылезать из долговой ямы - никого не волнует.
И это не единичный случай. Не так давно на страницах нашей газеты вышла публикация о злоключениях карагандинских предпринимателей, участвовавших в восстановлении домов сельчан, пострадавших от наводнения в 2015 году. Акимат Карагандинской области на первых порах обещал им заплатить по 150 тысяч тенге за квадратный метр возведенного жилья. Многие бизнесмены начали строительство за собственный счет, понабрали кредитов. А когда дошло до заключения договоров, большинство подрядчиков с разочарованием узнали, что государство готово возместить им лишь по 90 тысяч тенге за квадрат. И вновь местные чиновники развели руками: мол, так было решено на республиканском уровне, а значит, с нас спросу нет. Те же, кто попытался оспорить это мнение в суде, ничего так и не добились (см. “Волна недовольства”, “Время” от 9.3.2017 г.).
К тому же по чиновничьей логике даже стенать на подобную несправедливость не следует. Потому что речь ведь идет о пресловутой социальной ответственности. И бизнесмены чуть ли не обязаны в случаях каких-то ЧП проявлять активную гражданскую позицию и оказывать благотворительную помощь пострадавшим. При этом почему-то не вспоминается, что поселки затапливались в том числе и по причине крайней запущенности в водном хозяйстве: хлипкие плотины и дамбы, неверные расчеты объема поступающей воды, бессмысленные, как видно по последним примерам, противопаводковые мероприятия.
Вот и выходит, что нынешнее денежное взаимодействие предпринимателей с госструктурами порой напоминает карточную игру с матерым шулером. Купишься на озвученную чиновниками замануху, а потом как ни старайся все равно в проигрыше останешься. Вместо поддержки и возможностей для дальнейшего роста только новые проблемы обретешь. И как в таких условиях погрязшим в долгах бизнесменам и фермерам разводить кипучую деятельность в своих отраслях и вносить весомый вклад в развитие экономики? Зато в официальных отчетах все выглядит ровно и красиво: финансовые средства осваиваются, поля колосятся, объемы производства растут. А в действительности - крутись как хочешь и помоги себе сам.
Ирина МОСКОВКА, журналист