Талгат КАЛИЕВ: Результат, обратный желаемому
Дни сегодняшние принято сравнивать с 90-ми. Дескать, аналогичный по размаху кризис, экономические трудности, рост протестной базы. На самом деле это было бы слишком оптимистичным…
При всех внешних схожестях есть одно, но ключевое очевидное различие - состояние общества. Тогда все были одинаково бедны. Даже рэкетиры, предприниматели и особенно чиновники не могли похвастать миллионами, а тем более миллиардами. Подержанные иномарки, коттеджи, облицованные красным кирпичом, - вот и все признаки состоятельности. Тогда еще сохранялись некоторые принципы, доставшиеся в наследство от вездесущей советской морали. Даже у бандитов были свои неписаные кодексы. Словом, при всей разношерстности общества существовали все-таки некие объединительные и общие для всех смыслы и ценности. Живя надеждой на лучшее будущее, все понимали, что от этого дна можно оттолкнуться и начать подъем…
Сегодня общество оказалось насквозь деидеологизированным. Само слово “идеология” признано ругательным, потому что в какой-то момент его перепутали с пропагандой советского формата и стали стесняться. И, даже применяя старые советские шаблоны, стремятся избегать этого непопулярного слова.
Но в реальности идеология должна быть в любом государстве. В цивилизованном виде это именуется внутриполитической повесткой. Раньше можно было претендовать на монополию, обеспечивать доминирование господствующей идеологии через административные и иные ресурсы. Сегодня в условиях глобализации и прозрачности информационных потоков государственная повестка оказалась в условиях жесточайшей конкуренции. Причем не всегда честной. А потому должна стремиться быть максимально привлекательной для наибольшего числа граждан страны.
Не стоит обольщаться, считая, что сейчас наше общество оказалось вне идеологии. Природа вакуума не терпит. Сегодня на этом поле хозяйничают идеологи религиозного радикализма, экстремизма всех мастей, включая политический. И в том числе направленный против третьих стран. Иначе как объяснить факты выезда наших граждан в зоны боевых действий в Сирию или на восток Украины? И культ потребления тоже идеология - гламура, заставляющего молодых людей выстраиваться в очередь за кредитами, чтобы приобрести на них новые модели модных смартфонов.
Кому выгодна сложившаяся ситуация? Обществу, дети которого гибнут на чужих войнах или же погрязают в ненужных кредитах? Государству, которое теряет своих сыновей или попросту не может выправить экономическую ситуацию, поскольку граждане ориентированы не на труд и созидание, а на модные тренды или войны с чужими врагами?
Именно борьбой за умы и сердца своих граждан должен по классике заниматься весь идеологический аппарат, который в последние годы был чудесным образом парализован.
Идеологемы, разрабатываемые наверху, и спускаемые президентом поручения и программы на каждом этапе должны расшифровываться и детализироваться до мелочей, до языка, понятного самому безграмотному жителю страны. До языка прессы, кино, литературы, дворовых принципов, до романтических свиданий, которые, к примеру, стало бы модным назначать не в пафосном ресторане, а в Парке Первого президента. Или, когда пропагандируя общество всеобщего труда, наш кинематограф раскрывал бы характеры простых фермеров или крановщиков, а пресса задавалась бы вопросом, куда делись деньги, выделенные на развитие животноводства, а не детально разбирала бы, что было на завтрак у звезды Инстаграма. Говорят, что все это сегодня немодно. СМИ, кино и литература ориентированы на вкусы и пристрастия аудитории, ей нужно поспевать за трендами. Чушь! Аудитория податлива, ее можно и нужно воспитывать. Тренды тоже создают люди. И пока, увы, не мы.
…Любой кризис можно преодолеть. Опыт 90-х, когда страна действительно находилась в хаосе, - яркое тому свидетельство. Но побеждают кризис не министры, не зарубежные консультанты, не изложенные на бумаге красивые стратегии. Преодолеть его способно только здоровое и позитивное общество, нацеленное на лучшую жизнь и готовое поступиться личным во имя государства. Но для этого в нем нужно пробудить созидательную энергию, превратить население в производительные силы, заставить граждан поверить в государство и его перспективы. Идеология нужна именно для этого, а не для запускания шаров и массовок на стадионах.
Талгат КАЛИЕВ, кандидат политических наук