2548

Мадина УСЕНОВА: Научимся жить без фанатизма

Вспоминая трагические события в Актобе и Алматы, читая в новостях о разоблаченных экстремистах, я часто задаю себе вопрос: откуда взялись эти террористы? Самое ужасное - сознавать, что не пришельцы они, не враги их к нам забросили, а это наши “дома взращенные” бандиты.
Совершенно очевидно, что среди причин и истоков проявлений религиозного экстремизма в нашей стране не последнее место занимает сегодняшний бесконтрольный, безрассудный рост религиозности населения. И как одно из его проявлений - рост числа фанатично верующих семей.
Никогда ранее в Казахстане не наблюдалось религиозного фанатизма. Такого агрессивного, как сейчас. Никогда верующие мусульмане не навязывали религиозную атрибутику своим детям. Ибо это в принципе противоречит исламу. Сегодня верующие родители заставляют детей держать уразу, девочкам запрещают носить школьную форму и облачают их в хиджаб.
В СМИ по местным каналам идет разнузданная откровенная пропаганда религии. За примером далеко ходить не надо: круглосуточно на канале “Асыл арна” читают Коран на арабском с переводом на казахский. Без какого-либо научного комментария. На всю округу разносится азан - зовут на молитву. А ведь все это грубейшие нарушения всех законов, действующих в РК, и конституционных прав верующих других религий.
Обыватель скажет: “А что в этом плохого? Верующий Бога боится. Поэтому не совершит плохой поступок”. Но это большое заблуждение. Статистика подтверждает, что в стране преступность не только не снижается, а растет, появились новые виды преступлений - терроризм, религиозный экстремизм, финансирование терроризма.
А что наша молодежь знает об исламе? Ровным счетом ничего. Коран, шариат написаны на арабском, которого они не понимают. Поэтому юнцы верят на слово своим наставникам, которые в подавляющем большинстве тоже о Коране знают лишь понаслышке, а вербовщики умело спекулируют на этом.
Например, очень популярное понятие “джихад”, которое вербовщики трактуют как войну против неверных. Однако это не совсем так. Джихад - это война, если агрессор напал на твою родину, на твою семью, а ты вынужден защищаться. Только в этом случае война. В Коране слово “джихад” употребляется 33 раза. Во всех остальных случаях - это стремление избавиться от своих недостатков, комплексов, пороков, стать лучше, чище, благороднее.
Часто манипулируют словом “шахид” - святой, герой, принявший мученическую смерть ради Аллаха, защищая чистоту веры от исказивших ее людей. Однако это не имеет ничего общего с терроризмом. Террорист - это убийца и самоубийца одновременно. Его цель - убить как можно больше ни в чем не повинных людей, в том числе детей, стариков, единоверцев, ничем не угрожавших ни Аллаху, ни чистоте веры в единого Бога. Коран очень отрицательно относится к убийству, особенно к самоубийству. Ибо Аллах подарил жизнь каждому из нас, и никому не позволено ее отнимать ни у себя, ни у других. Поэтому террористам согласно Корану уготована самая страшная кара - гореть в огне.
А что мы можем противопоставить данному явлению? Я скажу: необходимо возродить институт цензуры. Поборники демократии, конечно, завопят. Но пусть знают: демократия - не анархия и не вседозволенность. Это порядок и дисциплина. Это прежде всего забота о безо­пасности государства.
Мы развенчали прежние идеалы, новых не создали. А когда наше растерянное общество обратило свои взгляды на религию, что с нами произошло? Великую державу СССР, которую никто не мог победить, уничтожили без единого выстрела. Нельзя забывать эти уроки истории. Мы не можем позволить нашим врагам взорвать нашу страну изнутри.
Необходимо рассказывать, показывать истинный ислам, раскрывать, разоблачать искаженные в чьих-то корыстных или политических целях догматы этой религии.
Такую работу надо проводить системно, целенаправленно, постоянно. Ибо только силовыми методами с религиозным экстремизмом не справиться. Более того, ужесточение мер наказания без разъяснительной пропагандистской работы может вызвать даже противоположную реакцию. В глазах верующих возрастет ореол героизма этих преступников, слава великомучеников за ВЕРУ.
И еще пару слов о духовенстве. С ним тоже надо работать, потому что большинство из них, особенно имамы на местах, неграмотны, об исламе не имеют никакого представления. Просто знают наизусть несколько сур Корана. Их надо
обучать не за границей, а у нас, дома. Ведь они работают, общаются с верующими, имеют на них большое влияние.
Служители культа, конечно, возразят: церковь отделена от государства. Не спорю, церковь отделена, но государство не отделено от граждан, которые там работают, которые общаются, влияют на мировосприятие, образ жизни тысяч верующих - наших соотечественников.

Мадина УСЕНОВА, доктор философских наук, профессор, религиовед

Поделиться
Класснуть