Сабит Аманбаев: Тарифный тупик
Участившиеся случаи срывов обслуживания маршрутов и перебои в работе общественного транспорта свидетельствуют об ухудшении ситуации в сфере пассажирских автобусных перевозок в Алматы.
На прошлой неделе один из материалов газеты “Время”, посвященный общественному транспорту, начинался с того, что автотранспортная отрасль стала настолько саморегулируемой, что теперь ей никто не указ.
Я считаю, что проблемы с пассажирским транспортом в Алматы (да и во всех других регионах страны) являются отражением провалов в организации автобусных перевозок местными акиматами и недостаточным контролем со стороны комитета транспорта. Да, власти Алматы принимают какие-то меры по организации автобусных перевозок, на дорогах появляется все больше выделенных полос, но системной работы, тесного сотрудничества и взаимопонимания с ассоциацией перевозчиков нет, так же как нет и плана выхода из кризиса, связанного с перебоями в работе “Оңай!”.
По моему мнению, главной ошибкой со стороны акимата стало несоблюдение утвержденных нормативно-правовых актов, которые (хотел бы подчеркнуть это особо) ранее были согласованы властями без замечаний. Речь идет о том, что вместо исполнения действующих правил субсидирования убытков перевозчиков городское управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог придумало новую местную норму - компенсацию льготного проезда пенсионеров, школьников и студентов. Акимат установил этим категориям горожан дополнительные льготы, так как существующая стоимость билета 80 тенге - установлена ниже себестоимости перевозки, то есть по сути представляет собой льготный проезд для всех категорий пассажиров.
Применение акиматом никем не согласованных и не утвержденных норм и инструкций создало правовую коллизию, не решило проблем при организации перевозок и препятствует развитию предпринимательства в этой сфере. Выдуманная норма оказалась неработающей и привела к конфликту с перевозчиками, которые обращались и в прокуратуру, и в суд, что еще раз говорит о глубоком кризисе в этой сфере.
Справедливости ради надо сказать, что автопарки действительно далеки от совершенства. Но не нужно забывать и о том, что это трудный бизнес, требующий огромных капиталовложений. Поэтому надо понять состояние предпринимателя, которому город не возмещает убытков, который из-за несогласованного и поспешного внедрения системы “Оңай!” значительно потерял в доходах и который не может не то что обновить парк, но и выплатить достойную заработную плату водителям.
И еще: думать о том, что муниципальный парк решит все проблемы - ошибочно. Известно, какой “эффективный” менеджер - государство. Как правило, такие предприятия, уже доведенные до ручки, приватизируются. Что, в общем-то, и произошло в Алматы.
Мне кажется, что сейчас для решения проблем перевозчики должны представить акимату расчеты по тарифам, тот должен создать рабочую комиссию и рассмотреть их. Привлечь для этого специализированную организацию, например, НИИ транспорта и коммуникаций или аудиторов. Объективная проверка позволит определить реальную себестоимость проезда по всем маршрутам.
После того как будет определен средний расчетный тариф на проезд, маслихат сможет принять решение об установлении стоимости проезда в общественном транспорте. Убытки должны субсидироваться. Чтобы не было нареканий, работа этой комиссии должна освещаться в СМИ и быть максимально прозрачной. Параллельно совместно с перевозчиками нужно принимать меры по срочной реанимации работы системы “Оңай!”. Но, увы, пока сотрудничества между перевозчиками и акиматом нет, что и приводит к таким проблемам. Настало время решительных действий со стороны акимата. Наступает зима, дорожает топливо, и нельзя допустить срывов в обслуживании маршрутов общественного транспорта…
Сабит Аманбаев, генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана