3155

Игорь НЕВОЛИН: Верните деньги, сапожники!

На этой неделе аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК позволил горожанам то, что еще совсем недавно даже самому себе не позволял - платить наличными за проезд в городском транспорте.
По невероятному стечению обстоятельств неэффективность карточек объявлена тогда, когда уже и автоперевозчики, и пассажиры свыклись с “Оңай!”. И научились жить в изменившихся условиях, правда, хорошенько побузив перед этим в соцсетях и даже кое-где на городских улицах.
Но в понедельник аким сказал как отрезал: “Мы сейчас разовые билеты вводим в ручном режиме для того, чтобы исключить безналичный оборот… Сборы по системе “Оңай!” падают”.
Допустим, что в июне действительно студенты и школьники ушли на каникулы, предположим, что часть алматинцев уехала в отпуска. Не будем обращать внимания, что многие казахстанцы на каникулы и в отпуска прибывают в Алматы вместо выехавших. Поверим, что наличные платежи на самом деле лучше безналичных. Пусть не для всех, а хотя бы для некоторых.
Но как замечательно все начиналось! Осенью прошлого года в пилотном варианте как раз наличный оборот, скрываемый перевозчиками от налогообложения, исключали. С 11 января этого года карточки стали единственным платежным средством в общественном транспорте, а уже через четыре дня “Транспортный холдинг Алматы” гордо рапортовал: только за 15 января зарегистрирована 492 421 транзакция на сумму 31 355 600 тенге. Всего за один день - более 31 миллиона тенге! Почти полмиллиона поез­док! И это тогда, когда карточки только-только “пошли в народ”.
Еще через неделю, когда еже­дневная выручка дошла до 45 миллионов тенге, сам градоначальник пообещал на всю страну: “С “Оңай!” мы выведем семь миллиардов тенге из серой экономики”. И уточнил, что всего ежегодный объем рынка услуг общественного транспорта города составляет 19-20 миллиардов тенге. К тому времени на руках у алматинцев уже находилось около 900 тысяч карточек.
И вдруг все упало.
Ладно, пусть. Даже забудем, что по итогам квартала консалтинговая компания Energyprom подсчитала, что алматинский рынок пассажирских перевозок с 2016 года подрос на 10,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015-го!
Раз сказали, что наличный оборот лучше, то пусть будет так. И даже последуем в фарватере новой экономической политики городской власти. Соберем все карточки, которых сейчас уже более миллиона, и отнесем туда, где их еще недавно брали. В обмен на деньги. Один “Оңай!” за 320 тенге, как обещал акимат на заре транспортной революции. Плюс та сумма, которая хранится на “пластике”. У кого-то 10 тенге, у кого-то 2-3 тысячи.
Раз сказали “А”, вернувшись к наличке, то готовьтесь без лишних слов раскошелиться примерно на полмиллиарда тенге.
В свете произошедшего слишком велики подозрения, что полгода назад все и затевалось, чтобы вытянуть из семейных бюджетов горожан по 320 тенге непонятно на что.
Мы больше вам не верим!
Как можно верить в то, что кто-то вложил 12 миллионов долларов в оборудование 1600 городских автобусов считывающими терминалами, а теперь спокойно от них отказывается? Не верим, что терминалы столько стоят. А также не верим, что нам, всем желающим, по первому требованию вернут наши деньги за ненужный теперь “Оңай!”.
Можете завтра сами проверить. Наверняка с вас потребуют домовую книгу, характеристику и фискальный чек на каждый перевод средств на карточку.

Игорь НЕВОЛИН, журналист

Поделиться
Класснуть