Бахыт ТУМЕНОВА: Игра в молчанку
Недавно меня спросили: “Как вы относитесь к системе обязательного медицинского страхования?” Хорошо отношусь, но не верю в то, что всего через год мы сможем толково и, не сталкиваясь с проблемами, ее внедрить. На мой взгляд, нет еще полного осознания в ее необходимости ни у государства, ни у чиновников, ни у медиков, ни у самих пациентов.
Почему именно сейчас, когда в мире бушует экономический кризис и наша страна переживает не самые простые времена? У нас уже был печальный опыт внедрения медицинского страхования в 1994-1996 годах. Тогда провал программы списали на руководителей фонда, укравших деньги. Но ведь свою роль сыграл и кризис, который мы переживали в то время. Ведь и в
90-х, и сейчас речь шла о том, что государство будет вносить взносы за 15 категорий граждан. Тогда из-за целой армии безработных ему было сложно выполнить свои обязательства, заплатить за всех. Сможет ли государство сейчас сделать то, что уже продекларировало? В стране очень много самозанятых, тех самых мелких и средней руки предпринимателей, на которых держится наш бизнес. Смогут ли они в столь непростой момент перечислять деньги в фонд обязательного медицинского страхования? Не перейдут ли они в разряд безработных? Мне кажется, чиновники пока не представляют, с чем им придется столкнуться в реальности, а ведь до момента внедрения системы остается меньше года.
И еще: верят ли граждане в то, что смогут реально воспользоваться теми деньгами, которые их работодатели будут перечислять в фонд обязательного медицинского страхования? Вряд ли. В любой больнице или поликлинике есть гарантированный объем медпомощи, но пациентов при этом постоянно просят за что-то заплатить. В результате люди не понимают, что происходит с нашей медициной, и боятся, что с внедрением обязательного медицинского страхования ситуация только ухудшится. Ничего, даже так называемого бесплатного, уже не будет. Или еще хуже: а вдруг, как в прошлый раз, все разворуют? Общество не просто боится этих перемен, оно им сопротивляется. Эта ситуация сродни отношению к накоплениям в пенсионном фонде. Да, они есть. Но большинство молодых не верят в то, что в старости смогут ими воспользоваться. Деньги съедают инфляция и девальвация, их тратят на то, чтобы помочь банкам и нацкомпаниям. Когда в 1998 году мы переходили на новую пенсионную систему, нам тоже
обещали: на накопленные до пенсии деньги вы сможете открыть бизнес. Кто-нибудь это сделал?
Причем сама по себе идея обязательного медицинского страхования хороша - это дополнительные источники финансирования для медицины, повышение ответственности за собственное здоровье как граждан, так и работодателей. Но у наших верхов есть уникальная способность: правильные идеи, которые успешно работают в других странах, свести к нулю и обезобразить. Все потому, что мы страна, в которой все решает коррупция. Скажите сейчас людям: “Все будет хорошо”, и никто не поверит.
Систему обязательного медстрахования не воспринимают даже сами медики - они устали от бесконечных реформ. Здравоохранение и образование находятся в перманентном состоянии каких-то преобразований. Так что в том, что это происходит, в первую очередь виноваты мы сами. В большинстве своем общество заняло позицию неодобрительного безмолвия и безвольного соглашательства. Нам не нравится, но мы молчим. И в результате получаем то, на что своим молчанием даем добро. Может быть, сейчас стоит сказать, что пока не время для внедрения системы обязательного медицинского страхования? Если мы еще раз ее загубим, предпринимать третью попытку будет попросту бесполезно. Давайте мы хоть что-то доведем до ума. Речь идет о народных деньгах, поэтому каждый из нас может спросить: “А на что вы собираетесь их потратить? Не прогорим ли мы? И потянем ли очередную реформу именно сейчас?”
Бахыт ТУМЕНОВА, врач, президент ОФ “Аман-саулык”