4722

Дастан МУКУШЕВ: Свойство памяти

Деда моего на фронт не взяли. Не то чтобы он был больной, хромой или забронированный. Нет. Он просто был молод. И когда в 1944 году он пришел в военкомат, то получил простой ответ: есть распоряжение - молодых на фронт не брать. 

Исход войны был предрешен, а лежащему в руинах Советскому Союзу нужны были молодые ребята. Их фронт был в тылу. Страну надо было отстроить заново, надо было родить новое поколение, надо было побороть разгулявшуюся преступность. Много чего надо было сделать. Тем более в казахских степях, куда до войны ссылали репрессированных, а во время войны эвакуировали людей с оккупированных территорий. Почти в каждой семье свои покалеченные войной или своя похоронка. А бывало и то и другое. И не в единственном экземпляре.
А потом был День Победы. Какой он - все знают. И про слезы на глазах, и про седину на висках. И помнят, потому что вытравить из памяти сотен миллионов людей эту ужасную войну, как и НАШУ в ней Победу, непросто. Но попытки уже предпринимаются. Причем давно и методично. Сначала каналы Discovery и иже с ними с упоением рассказывают про бравую высадку американцев в Нормандии, потом Спилберг спасает рядового Райна, затем в освобожденной Европе иногда шумно, а иногда и совсем тихо демонтируют памятники советским солдатам, очистившим континент от коричневой чумы. И вот на авансцену выходит польский министр иностранных дел Гжегож СХЕТЫНА, который на голубом глазу заявляет, что лагерь смерти Освенцим освобождали украинцы, поскольку фронт назывался 1-м Украинским. Казалось бы, ну сказал и сказал. Просто человек недалекий. Бывало, и помогущественнее его люди выдавали куда более идиотские пассажи.
Но глава польского МИДа не успокаивается, вопрошая: почему День Победы празднуется в Москве, а не в Варшаве? Что это? Очередная глупость? Маловероятно - все-таки Схетына окончил философско-исторический факультет Вроцлавского университета. Значит, главный дипломат Польши, который в свое время даже исполнял обязанности президента страны, делает такие заявления намеренно. Зачем? А затем, чтобы нивелировать главенствующую роль Советского Союза в победе над фашизмом.
Почему эта миссия возложена на Польшу - тоже понятно. Из всех европейских стран, участвовавших во Второй мировой войне, пожалуй, только у Польши столько претензий к Советскому Союзу. Поляки не могут забыть, что через семнадцать дней после вторжения Третьего рейха в восточные районы страны, не занятые вермахтом, вошли регулярные части Красной армии. Их терзают воспоминания о том, что СССР не поддержал в 1944 году Варшавское восстание, организованное командованием Армии Крайовы и польским правительством в изгнании. Им крайне неприятно вспоминать, что советские, а затем и российские воинские под­разделения находились на территории Польши до 1993 года. 
Что будет дальше, догадаться легко. В массовом сознании укрепят мысль о том, что Советский Союз в борьбе с фашизмом был одним из равных. Потом и вовсе дойдут до того, что страны антигитлеровской коалиции во главе с США буквально растерзали нацизм, бросив свои войска на отборные части СС через секторы вторжения “Юта”, “Омаха”, “Голд”, “Джуно” и “Сорд”. При этом Красная армия всего лишь обеспечивала поддержку с востока. А затем объявят, что роль СССР в борьбе с фашизмом можно считать незначительной. Только будет все это сделано не для западного потребителя, там давным давно именно так и считают, а для нас. Для наших детей и внуков. При современных методах зомбирования населения это дело двадцати лет -
Украина тому наглядный пример. Кстати, сделают это при непосредственном участии наших доморощенных коллаборационистов. Вон их сколько, кричащих, что это была не наша война. 
НАША. И Война, и Победа. И пусть дед мой на ту войну не попал, но я всегда помню, что его старший брат -
военный корреспондент - без вести пропал в том же 1944 году. И нашли его поросшую травой могилу только много лет спустя под Ригой. И то, что это именно наши деды освободили мир от фашизма, для меня нет никаких сомнений. Я помню. Такое у меня свойство памяти. И дети мои будут помнить, и внуки… 

P.S. На 1 января 1945 года в штатном расписании 60-й армии 1-го Украинского фронта, подразделения которой 27 января 1945 года освободили лагерь смерти Освенцим, числились 116 931 человек. Из них 38 041 украинец.

Дастан Мукушев,  журналист


Поделиться
Класснуть