Аскар ЕСЕНЖАНОВ: Креативная идеологема инновационной спирали
Если представить, что государство создало бы сегодня, к примеру, прорывной проект типа легендарного космического научно-производственного комплекса - такого, которые были в советские времена, то того же академика Сергея КОРОЛЕВА не подпустили бы даже к проходной. А отправили бы его куда подальше вместе с отечественным, пусть и с отличием дипломом.
В разгар нынешней весны с очередной инициативой выступила та часть Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, которая как раз и ответственна, если кто подзабыл, за дела госслужбы. Давненько от них не было ничего новенького. И вот на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций были озвучены некоторые намерения, претендующие на новизну подхода к совершенствованию госслужбы, чему, как известно, нет предела.
Хотя внимательный аналитик не может не заметить, что, с одной стороны, это попахивает «дежавю», поскольку многое из анонсированного относится к разряду прошлых анонсов, без видимых продвижений по результатам. С другой – имеющие место намерения, претендующие на новизну и креативность, скорее превращают работу по совершенствованию системы государственной службы в некое подобие шоу со спецэффектами.
Во избежание голословности и пущей объективности ради проанализируем коротко основные намерения Агентства на средне- и долгосрочную перспективу. В частности:
1) Агентство будет внедрять карьерную модель государственной службы;
2) одним из основных приоритетов в работе Агентства определено формирование государственного аппарата по принципу меритократии и превенция коррупционных нарушений;
3) усиление квалификационных требований подразумевает компетентностных требований, то есть наличие у кандидата качеств, необходимых для эффективного исполнения своих прямых обязанностей. Это предполагает, что для каждой должности будет разработан профиль компетенций, то есть описание необходимых умений и навыков.
Надо ли говорить, что разговоры в подобном ключе велись еще в байменовскую эпоху. Более того все эти положения были положены в базу обоснования корпускулярного концепта развития госслужбы, которую не критиковал разве что ленивый. Скорее к лучшему, что эта «новация под видом инновации» уходит в песок.
К тому же во всех госорганах, и даже в квазигосударственном секторе, под каждую должность уже не первый год определяются права и обязанности с учетом должностных компетенций, имея в виду те же самые умения и навыки. Так стоит ли заново огород городить?
Другое дело, что Агентству, как мне представляется, следовало бы провести априори серьезный анализ опыта реформ госслужбы, чтобы апостериори «выкатить» на всеобщий смотр действительно выстраданные, если подобное возможно, предложения. Но поскольку этого и не предполагалось, не приходится удивляться, что в результате последовала новая порция новаций с претензиями на креативность и даже, подозреваю, инновационность.
В частности, предлагается «установление требований по наличию стажа работы на каждом уровне». Имеется в виду, что госслужащему придется отработать как минимум несколько лет на прежней должности, прежде чем появится возможность для повышения по службе.
Вот здесь в самый раз бы и поаплодировать, однако не тут-то было. Поскольку следом идет оговорка по снятию этого барьера для «особо талантливых» служащих, которых, кстати, еще и как-то оценить нужно. И совсем неубедительны объяснения, что «уже с 2008 года действуют квалификационные требования, в которых снижены требования по стажу, в том числе и при назначении на руководящие должности, для выпускников программы «Болашак» Академии государственного управления. И что «такой подход будет направлен на избежание «уравниловки» при принятии кадровых решений и нацелен на усиление мотивации служащих к высокой результативности в своей работе. И что это позволит обеспечивать приток «свежих» кадров, а также позволит усилить действующий механизм «социального лифта».
Подступилось Агентство и к святая святых – образованию. Постулируется, что «требования к образованию будут повышены для отдельных категорий должностей, например, для занятия некоторых должностей обязательным станет наличие зарубежного образования или магистратуры по своему профессиональному направлению».
Однако обоснование не может не улыбнуть, поскольку заключается оно в том, что «сейчас госслужащие очень часто работают с зарубежными партнерами, в том числе при реализации каких-либо интеграционных процессов. Соответственно, требуется, чтобы наши госслужащие были конкурентоспособными в ходе различных переговоров, принятия решений, подготовки документов».
Надо прямо признать - это уже выходит за рамки логики здравого смысла. И надо отделить зерна от плевел. Руководитель должен руководить всем комплексом проблем и задач вверенного предприятия, организации или участка в конкретном госоргане. И не замыкаться на переговорах с зарубежными партнерами, для чего есть специализированные службы, или, на худой конец, заместитель.
Не в обиду выпускникам разных лет программы «Болашак», для которых с завидной периодичностью будируются подобным образом вопросы их актуализации в государственном масштабе.
Напомним, первая волна болашаковцев, влившись в систему госуправления, запомнилась сленговыми приложениями полученных знаний типа «корпоративный лидер», «поголовная кластеризация», «умная экономика» и т.д. и т.п., без конкретной привязки к отечественным условиям и сложившемуся управленческому менталитету. Поэтому и не прижилось.
Позже, второй или третьей волне дали по их же настоятельной просьбе «порулить» практически во всех министерствах на позициях первых вице или просто вице. Ради этого власть была вынуждена отправить в отставку крепких управленцев с наработанным стажем реальной практической работы. И что в итоге? Абсолютно ничего креативного, даже простой работы не получилось, все ушло в песок забвения.
Более того, государство, осознав всю тщетность прямой их адаптации в систему управления, пошло по пути здравого смысла, отправив их в местные исполнительные органы. Сделано это было для того, чтобы они не только набрались практического опыта хозяйствования, но и на принципах равной конкуренции с не менее способной, но не имевшей возможностей для обучения за рубежом молодежью, продвигались вверх по карьерной лестнице по конкретным результатам. Однако, что-то итогов не слышно, не видно. Скорее, опять сгруппировались во всевозможных самруках и байтереках.
И сегодня опять видим явные попытки лоббирования их неуемных амбиций.
После этих инсинуаций как-то уже обыденно воспринимаются иные «инновационные находки» типа создания «системы индивидуальных карьерных планов», выявления «пула талантов» как «извне, так и изнутри» самой госслужбы, и т.д.
Пожалуй, единственное стоящее и назревшее - так это внедрение норм государственной службы в квазигосударственном секторе, а также намерение назначать руководителей кадровых служб по согласованию с Агентством или даже напрямую самим Агентством.
Хотя, как сказать. Первое может не пройти, поскольку этот сектор заполнен под завязку «зайчиками» и «живчиками», а во втором случае эти руководители кадровых служб вряд ли смогут выполнять эффективно свои обязанности, находясь между молотом и наковальней.
Безусловно, можно понять Агентство, поскольку система подготовки профессиональных кадров за годы реформ и в условиях ее излишней коммерциализации не только отошла от прежних принципов и методов советской системы образования и сегодня предельно далека от реальных запросов экономики и управления.
Тем не менее, надо бы, в конце концов, определиться: либо креатив с инновациями для наград и аплодисментов, результаты когда-нибудь потом, либо креатив с инновациями – для результатов, награды и аплодисменты когда-нибудь потом.
Послушайте, давайте определяться. Если хотите идти по первому пути, то начните с себя, то есть, со служащих самого Агентства. И по результатам принимайте решения в государственном масштабе.
Безусловно, второй путь – самый тяжелый и ответственный, не всякий выдержит и дождется результата. Но иного и быть не может.
Возможен и третий путь. В связи с чем хочу подарить Агентству креативную идею: пригласить одного, а то и группу японских специалистов по управлению. Уверен, сделают, что нужно, тем более что именно японская система управления признана одной из самых лучших в мире, и содержит в себе в лучшем виде как инструменты все то, что мечтается Агентству – и стаж, и преемственность, и карьерный рост. И даже более – систему Кайдзен. Кто знает, что это такое, поймет, кто не знает – лучше не знать, чтобы окончательно не расстроиться.
Безусловно, все это займет определенное время, однако это будет оправдано с точки зрения конечного результата. В этом деле спешить ни в коем случае нельзя, чтобы народ не насмешить. Сквозь слезы.
Аскар ЕСЕНЖАНОВ