Золотой септик
В последнее время не утихает буря возмущения по поводу загадочного появления счетов в частном секторе Алматы за не менее загадочные услуги канализации. Все бы ничего, но беда в том, что в сих местах ее, канализации, никогда не было и, похоже, не появится. Право, уже как-то неловко возмущаться появлением новых взиманий от наших дорогих властей, однако актуальность этой темы лично для меня повысилась, когда я увидел квитанцию, в которой значится красивая сумма в двадцать две тысячи отечественных «долларов». Подобный поворот событий, кроме вполне понятного негодования, навел меня на вопрос: а откуда вообще мог взяться подобный платеж? И тут начинается история в ильфовско-петровском стиле…
…Некий чиновник О. Бендербаев однажды проснулся в прескверном настроении: сын скоро женится – нужна квартира, да попросторнее и попрестижнее, дочь заканчивает школу – пора отправлять в дорогой заграничный университет, не здесь же ей учиться!.. Голова распухала от этих тяжких мыслей. Где найти столько денег? Однозначно, нужен был очередной легкий и одновременно остроумный способ отъема денег у непомерно жирующего населения. Главное в этом деле, чтобы способ был абсолютно законным – дабы никто не подкопался и не обвинил хитрого чиновника в нарушении правового порядка. Если короче, то деньги нужно получить таким образом, чтобы людишки могли, как обычно, возмущаться, но юридически оставались бы в дураках.
Ободренный своими мыслями, О. Бендербаев вскочил с постели, наспех позавтракал и, запрыгнув в свой традиционно черный «лэнд-крузер», помчался в контору. Контора, к слову говоря, отвечала за обеспечение города услугами канализации. Прибыв на место работы, наш чиновник метался по коридорам, гонял подчиненных, часто выходил курить. Все это время его пытливый ум напряженно работал, искал лазейки для реализации своих замыслов. Однако ничего не помогало, нужная мысль упорно не хотела идти в голову…
Канализация, канализация… Кузнечными молотами в голове стучало это заветное слово. Ясно было, что деньги нужно брать именно за нее родимую. Но как? Повысить цены? Нет, слишком сложно… Думай, Бендербаев, думай…
И тут его озарило. А почему нужно придумывать новый платеж за то, что существует? Это ведь, право, неинтересно и как-то даже грубовато. Надо выкачивать деньги из того, чего нет в природе. Размышляя так, чиновник построил логическую цепь: канализации нет в большинстве районов города, занятых частным сектором, - здесь, стало быть, и найдет он свою золотую жилу. В самом деле, население подобных мест и так слишком долго уклонялось от канализационной подати. Все платят – и они пусть платят.
Как все это оформить в целостную концепцию честного отъема денег? Частный сектор, как знал О. Бендербаев, как и пятьдесят лет назад, пользуется выгребными ямами: их выкапывают, укрепляют, а как заполнятся – вызывают ассенизаторов и, за определенную сумму, те яму опорожняют. Все это, понятное дело, происходит за кровные деньги жителей. Так-так, ассенизаторы… Этих ребят, как прямых конкурентов, О. Бендербаев не очень-то любил: сливают свои отходы в его канализацию, а взять с них что-нибудь – что с ветра в поле, сегодня есть, а завтра уже по области катаются... Ага, постойте! Раз ассенизаторы не платят Властелину Канализации, то пусть те, кто пользуется их услугами, отдуваются! И плевать, что они должны платить два раза…
На душе чиновника стало весело и тепло, лицо расплылось в довольной улыбке, с губ сорвалась знаменитая фраза сына турецкоподанного «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!». Значит, решено – пусть жители частного сектора платят за канализацию. Нет ее у них, скажут? Ну, так ямы-то есть, значит, их обслуживают ассенизаторы! Или ямы у вас неправильные, с грунтовыми дном и стенками? Ух, тогда мы вас еще и оштрафуем так, что мало не покажется! Ишь, природу родную своими отходами загрязняете!.. А раз ассенизаторы обслуживают, то, значит, сливают ваши продукты жизнедеятельности в нашу канализацию. Вот и справедливо все получается. Платите, граждане, а не то по судам затаскаем, сами не рады будете.
Как начислять плату? Да все просто: счетчики холодной воды уже почти везде поставлены, вот пусть и платят соразмерно, кубический метр израсходованной воды – кубический метр отходов, попавших в канализационную сеть. Скажут, что большая часть воды уходит на полив? Так она же в грунт попадает, а потом все равно оказывается в городской канализации! Как так? А вот так, трубы у нас особые…
Все это хорошенько обдумав, О. Бендербаев, со свойственной ему энергией в вопросах получения денежных средств, принялся за дело. Привычные в его нелегком деле беготня по вышестоящим инстанциям, слащавые улыбки, заискивания, письма, рукопожатия – все слилось в одну карусель, бедный чиновник совершенно выбился из сил…
Но все это было с лихвой компенсировано, когда О. Бендербаев узнал о принятии соответствующего его интересам правительственного постановления! Придется, конечно, отдать изрядную часть добычи, но все равно это было победой. Чиновник радостно потирал руки и почти материально ощущал в руках пачки денег, которые, кстати, действительно ничем предосудительным не пахнут.
И вот, когда первые чудо-квитанции уже разлетелись по свои адресатам, немало огорошив последних, О. Бендербаев удовлетворенно сидел у себя дома в широком кожаном кресле, пил дорогой виски и смаковал кубинскую сигару. К нему в гости забрел его «товарищ по оружию», начальник конторы, отвечающей за поставку природного газа частным лицам, Ипполитулы Торгаев. Выглядел он озабоченно. На вопрос О. Бендербаева о причинах такого удручающего душевного состояния приятеля, тот ответил, что денег совсем ни на что не хватает, а с чего бы еще начать их брать – ума не приложит. Выслушав его, О. Бендербаев торжествующе улыбнулся:
- Не отчаивайтесь, дружище! Всегда найдется выход: берите какой-нибудь экологический сбор за каждый сгоревший кубометр газа и будет вам счастье! Лишь немного ума и смекалки, а люди у нас заплатят, они у нас щедрые – только как следует попросить надо…
…Так и сидят подобные государственные мужи за стаканом крепкого хмельного и думают, думают, думают не о том, как бы заменить давно изношенные трубы, позаботиться об экологии или бросить новые ветки канализации в районы, где она отсутствует, а о том, как бы, ничего из этого не делая, исправно получать подати с населения.