Мы - не официанты!
Когда-то мой бывший редактор, будучи "не в духах", отбривал обращающихся в газету особо надоедливых посетителей и телефонных абонентов: мы - не официанты, и не обязаны вас обслуживать. Резковато, конечно. Но с годами я все больше его понимаю: ведь некоторые наши граждане свято уверены, что "труженики пера и микрофона" прямо-таки обязаны решать их личные проблемы.
Вспоминаю показательный случай: на время ремонта одна из городских поликлиник переехала в здание другой, и карточки "постояльцев" никак не могли рассортировать. К нам обратился пенсионер, который рассказал: из-за бардака в регистратуре не могли получить нужное лечение. В нашей газете вышла заметка об этом случае, врачи пообещали решить вопрос, но, как оказалось, слово свое не сдержали. Через несколько дней после публикации в редакции раздался звонок от того самого пенсионера.
- Вот вы написали, а карточки до сих пор свалены в одной комнате, и никто их не разбирает! - возмущался дед.
- Ну мы же обозначили проблему, что нам еще сделать? Самим карточки рассортировать? - пытался возразить мой коллега.
- А хотя бы и так! - не моргнув глазом отрезал аксакал, и, услышав отказ, швырнул трубку.
А бывает, что и вовсе проблема выеденного яйца не стоит и ее вполне можно решить своими силами, не прибегая ни к чьей помощи. Звонит мне как-то мужчина в расцвете сил и просит написать о том, что районный акимат не реагирует на его требования починить сломанную ограду во дворе.
- Дети же убьются! - патетически восклицает он.
- А если вам самому взять инструменты да починить - или нанять кого? - спрашиваю я.
- А с какой стати я должен сам чинить?! - взрывается мужик.
- С такой, что за безопасность своих детей прежде всего отвечаете вы.
Не буду рассказывать, что конкретно я услышала в ответ, но суть тирады сводилась к тому, что сам он ни за что ничего делать не будет, а управу на акимат и хамов-журналистов все-таки найдет.
Вот такое социальное иждивенчество: вы тут решайте мои проблемы, а я пока в сторонке постою, да зорко следить буду, ежели что не так. "У меня унитаз прорвало - приезжайте, поглядите, что делается!", "Соседская корова забралась ко мне в огород - выгоните ее!", "У нас в подъезде гадят и мусорят - пусть ваш криминальный репортер проведет расследование!", "Я уже 20 минут не могу дозвониться в компанию, которая отвечает за интернет!" - все это - реальные звонки от наших сограждан.
Некоторые с порога заявляют: мол, никаких публикаций не надо - вы просто придите на судебный процесс, судью с прокурором попугайте!
Нет уж, дорогие мои! Мы - не официанты, не девочки-мальчики по вызову, не пугала огородные. Любое медиа (телеканал, радиостанция, газета) - не "скорая помощь". Хотя, честно признаюсь, очень приятно слышать: "Спасибо, ваша публикация так помогла!".
Да, мы многое можем - предав факты огласке, подняв проблему, предложив - устами самого журналиста или эксперта - пути ее решения.
Но, к несчастью (а может быть, наоборот) журналисты - не судьи, не прокуроры, не полицейские и даже не врачи с учителями. Пресса - только зеркало общества, пенять на которое - занятие неблагодарное и бесполезное. Попробуйте изменить что-то в себе, в окружающем мире - чтобы увидеть в этом зеркале более благообразное отражение. А мы с удовольствием об этом расскажем.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы