Высокое дворовое искусство
Превращение унылого двора в удивительное пространство для уличной жизни вызвало восторг в российской столице. Выставку «Медиадвор» еще до открытия называли «самым необычным событием» Пятой Московской биеннале современного искусства.
Кстати, комиссар и художественный руководитель биеннале Иосиф БАКШТЕЙН говорит, что этот фестиваль «занял достойное место среди мировых арт-смотров и является достаточно уважаемым событием на мировой арене». Однако вернисаж в Хитровском переулке превзошел все ожидания гостей и журналистов, явившихся на открытие «Медиадвора». Им вдруг стало ясно: случилось чудо. Настоящее такое, хоть с виду и обыкновенное. Его творцы - художники, которые смогли сделать прежде загаженный двор не только арт-объектом, но и местом, которое теперь многие хотят увидеть своими глазами.
Еще две недели, пока идет фестиваль современного искусства, сюда может прийти любой желающий. Затем доступ будет ограничен, так как двор является частью охранной территории московского университета «Высшая школа экономики» (в народе - Вышка). Здесь, на факультете медиакоммуникаций (прежде - журналистики) однажды решили: хватит. Хватит смотреть на помойку и железный хлам, доставшийся в наследство от располагавшей здесь прежде Военной академии. Вывезли весь мусор на свалку и запустили на территорию художников. Условие им поставили одно: помнить, что двор предназначен для студентов, обучающихся журналистским профессиям.
В итоге получилась тотальная уличная инсталляция «Медиадвор» - с лавочками и беседками, надписями на стенах и мини-скульптурами. То есть, всем тем, что, в принципе, существует в любом дворе. Но все же – отличным от привычного.
Чего стоит одна только «Скамейка для юзеров» (на снимке ниже), ставшая, пожалуй, самым популярным объектом инсталляции. Она выполнена в форме знака электронной почты – «собаки». Вышло красиво, нетривиально и в тему. Создавшая арт-скамейку руководитель проекта художник Марина ЗВЯГИНЦЕВА (на снимке слева) уверена:
- Пока еще подобное вмешательство художников в городскую среду выглядит порою странно, однако уже лет через пять все это станет обычным делом.
Очевидно, считает Звягинцева, в художественном освоении безликого пространства сможет принять участие любой – было бы желание. Вот и «Медиадвор» вряд ли получился бы столь многогранным, если бы не студенты Вышки.
- Они подобрали цитаты, которыми теперь украшены стены наших зданий и гаражей (на снимке справа), - говорит декан факультета медиакоммуникаций Анна КАЧКАЕВА. – Они участвовали в перформансах, они, наконец, сейчас работают здесь экскурсоводами.
«Памятник транзистору» - это беседка, в которой можно поразмышлять о том, насколько изменчив и непостоянен наш мир, который гаджеты меняет, как перчатки. На «Трибуне Гайд-парка» не разговоришься: подступы к открытым микрофонам поросли «быльем». Скульптура «Телемост»(на снимке ниже) бьет не в бровь, а в глаз: ее автор уверен, что современное ТВ вредит любому мыслящему человеку.
Смысл каких-то из установленных здесь арт-объектов ясен без слов. Другие же требуют не объяснений - разгадки. Но и самый понятный артефакт выставки сигнализирует зрителю об одном: мир, заполоненный информацией, нуждается в передышке. Чтоб можно было, вырвавшись из серости буден, присесть на медиамебель из старых видеокассет (на снимке ниже) или пообщаться на «Мобильной коммуникативной скамейке для влюбленных» (на снимке ниже), но не о трудностях выживания в современной безликой и обезличивающей городской среде, а просто - о том, о сем.
«Медиадвор», ставший одной из главных сенсаций московского художественного фестиваля, доказал: проекты, не отягощенные вмешательством чиновников и большими средствами, действительно могут благотворно влиять на окружающий мир. А значит, современные творцы, которых нередко считают чудаками, вполне овладели высоким дворовым искусством принадлежать народу.
Скамейка для юзеров
Медиамебель из старых видеокассет
Мобильная коммуникативная скамейка для влюбленных
Телемост
Памятник транзистору
Трибуна Гайд-парка
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Москва