КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ
Почти никто из людей очарованных Америкой не понимает, что это очарование – всего лишь иллюзия – сладкоречивая, громогласная, гневная, красочная, яркая и неотразимая иллюзия, поражающая и отупляющая всемирного обывателя. Американские СМИ, небоскребы Нью-Йорка, да сотня-другая знаменитостей, олицетворяющих собой «американскую мечту», довершают этот обман. Неважно насколько умен или глуп человек, - в его сознание прочно вбита эта яркая картинка красивой жизни по-американски, которая завораживает и словно магнит притягивает людей со всего мира в эту страну, где, как им кажется, нет ничего невозможного.
Фильм “American Beauty” (Красота по-американски) поставленный режиссером Сэмом Мендесом по сценарию Алана Болла, с незамысловатым и скучным сюжетом неожиданно вызвал бурный отклик у американского зрителя, и, возможно легкое удивление у зрителя всего остального мира. Лично мне, когда я смотрел этот фильм впервые в нью-йоркском кинотеатре в октябре 1999 года, он не понравился. О нем уже шумели СМИ, и я, знавший в ту пору по-английски не более 30 слов, после просмотра фильма так и не понял: о чем весь этот шум? С тех пор прошло не мало лет, и недавно я вновь пересмотрел этот фильм. Но смотрел я его уже по-другому, другими глазами, другими ушами, и разумеется, воспринял его теперь совсем по-другому. Я был приятно удивлен тому насколько правдив, поэтичен, трагичен и удивительно легок и трогателен этот «нетипичный» голливудский кинопродукт, рассказывающий о типичной жизни сотен миллионов американцев.
Когда герой знаменит и величаво стоит на пъедестале славы, никто уже не вспоминает о том, как много людей он менял и загонял, как лошадей, до смерти, двигаясь к успеху. Ему рукоплещют и сочиняют красивые истории о его несгибаемом упорстве, благородстве и уме. Никто никогда не скажет о таком человеке, что он добился всего в жизни нечестным путем. Но таких героев не так уж и много. Основная масса американцев – это простые люди – маленькие серенькие винтики, на которых держится вся система американской действительности. Большинство из них проживают в пригородах, в «двухэтажной америке», и до самой смерти отрабатывают долги за жилье и прочие материальные блага.
Главный герой фильма - 42-летний Лестер Бернем – незаметный среднестатистический американец, такой же неудачник как и миллионы других американцев. Лестер продает рекламу в одном из локальных журнальчиков. День за днем, месяц за месяцем, год за годом он делает одну и ту же ненавистную ему работу, незаметно превращаясь в социальное животное, живущее по расписанию и давно утерявшее способность проявлять свои чувства. Его жена Кэролайн – агент по продаже недвижимости – эдакая домашняя стерва, принуждает всю семью жить по ее правилам, и хоть и спит со своим мужем-неудачником на одной кровати, но не позволяет ему притрагиваться к себе. Их 15-летняя дочь Джейн, страдающая от недостатка родительской теплоты, не в состоянии понять, что ее родители, как и подавляющее большинство американцев, задавленных прессом кредитных долгов просто не имеют времени ни на чувства, ни даже на осмысление ситуации, в которой все они оказались. Они рано встают, до поздна работают, а придя домой – ужинают и ложаться спать. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом – до самой смерти.
Однако, иногда бывает такое, что винтик выкручивается и вываливается из системы. Причина такого сбоя всегда одна та же – постоянный пресс системы, но пусковые механизмы бывают разными. У Лестера, на фоне его мертвой интимной жизни, таким пусковым механизмом стало неожиданно вспыхнувшее чувство к Анджеле - подружке-однокласснице его дочери. С Лестером произошло нечто, что в привычном ему мире принято считать сумасшествием. В мире денег и биороботов – любовь это нечто, что случается лишь для того, чтобы воспроизвести себе подобных. Нежность, слияние душ, возвышающие дух чувства – все это красивые сказки ушедших эпох. Реальная жизнь слишком детерминирована, материализована, расписана и разложена по полочкам. Нечестные законы принуждают гигантский слой населения «честно» выплачивать деньги по своим долговым обязательствам, и они согласны выполнять любую, порою идиотскую работу, которая все-же позволяет им выплачивать долги и медленно двигаться к старости в «доме престарелых». Но если в твоей душе вдруг вспыхнуло чувство - считай, что ты труп.
Собственно, фильм именно с этой фразы и начинается. На экране появляется Лестер, и мы слышим его же голос за кадром: «Это я – Лестер, но скоро я умру, впрочем я уже мертв...» Сразу возникает некое недоумение: что это за трюк такой – «я уже мертв»? Но в действительности, встреча с Анджелой, напротив, - оживила Лестера; он вдруг почувствовал, что он человек, а не биоробот. Любовь к Анджеле и желание ей понравиться сподвигли его к занятию культуризмом. Теперь он бегает по утрам, а вечерами «качает железо» в своем гараже. Впрочем, учитывая то, что в Америке сегодня, как и двадцать лет назад, все помешаны на бодибилдинге и витаминах – это не самое большое достижение Лестера. Самым серьезным сдвигом Лестера – стал сдвиг в его сознании. Теперь ему плевать на установленные в обществе «киборгов» приличия. Он понимает, что он выше их, и теперь ничто не сможет удержать его в рамках придуманной ими морали. Лестер хочет делать все, чего бы не пожелала его душа. Почему нет? Первым делом он увольняется с ненавистной ему работы, заполучив от руководства компании $60 тысяч в качестве отступных за молчание о грязных делах босса. Во-вторых – Лестер начинает курить травку, причем самую убойную, которую он покупает у влюбленного в его дочь подростка Рики, живущего в доме напротив.
Рики – еще тот парень. Псих. В обществе, где вся жизнь построена на строгих и нечестных правилах и законах, нельзя давать волю своим чувствам и быть честным и искренним. Отец
Рики – Фрэнк Фиттс, отставной полковник корпуса морских пехотинцев, упрятал сына на два года в психушку именно за то, что тот дал когда-то волю своим чувствам. Вероятно, после пребывания в психушке, Рики понял, что честным путем в этой жизни немногого достигнешь и стал втихаря успешно приторговывать марихуаной. Чтобы строгий до безумия отец не понял откуда у его сына деньги, Рики по вечерам подрабатывет в ресторане. Образ отставного полковника Фрэнка Фиттса, созданного сценаристом Аланом Боллом и великолепно воплощенным на экране актером Крисом Купером 14 лет назад, сегодня смело может претендовать на роль американского «героя нашего времени». Это своего рода терминатор, созданный для убоя людей и живущий исключительно в рамках навязанной ему модели поведения. Он не должен думать, проявлять своих чувств, и все действия осуществлять только в соответсвии с заложенной в него программой. Не мудрено, что и жена полковника Фиттса превратилась в биоробота, а сын – в тихий омут, полный чертей. Глядя на совершающих утреннюю пробежку двух гомосексуалистов, живущих по-соседству, папа полковник спрашивает Рики: «Что ты думаешь, сынок, когда видишь этих пидрил?» «Мне хочется блевать» - отвечает Рики. Полковник вполне удовлетворен ответом сына, несмотря на то, что, как выясняется позже, он и сам является «пидрилой», - гомосексуалистом, всю свою жизнь вынужденным скрывать свои истинные чувства.
Образ отставного полковника Фиттса - «героя нашего времени» - олицетворяет собою смесь бесчуственной мощи американской военной машины с образом гея, победившего в борьбе за свое право быть свободным в своих сексуальных предпочтениях.
На мой взгляд, последний реальный герой был убит в декабре 1980 года у порога собственного дома в Нью-Йорке. Им был Джон Леннон. С тех пор, началась эпоха серых людей. Яркие личности, герои-бунтари постепенно сходят на нет, уступая место придуманным киногероям, типа фантастических бэтменов, спайдерменов, суперменов и так далее и тому подобное. Реальный же герой сегодня – это человек с ружьем американского образца, предназначение которого заключается в том, чтобы силой удерживать закон и порядок в пользу супер-богачей. И не важно мужчина-то, женщина или гомосексуалист, важно чтобы он-она-оно умел-умела-умело выполнять приказы и убивать, а сексуальные предпочтения – это уже их личное дело.
Итак, Лестер увольняется с работы, покупает на выплаченные компанией отступные «крутую тачку», курит убойную марихуану, устраивается на должность продавца в местном «Макдоналдсе» и накачивает свое тело мышцами, для того чтобы понравится несовершеннолетней красотке Анджеле. Его жена Кэролайн тем временем вступает в интимную связь с посторонним мужчиной, которого она считает весьма успешным брокером по продаже недвижимости. Ее не очень заботят верность мужу и супружеские обязанности. В мире, где правят бал деньги, женщины любят деньги или тех, кто их имеет. Джейн - 15-летняя дочь Лестера и Кэролайн закручивает недетский роман с психом Рики, у которго Лестер покупает дурь. Таким образом, история Лестера разветвляется на несколько историй, тесно переплетенных одно с другим. Да, вся эта круговерть может показаться глупой и пошлой выдумкой для зрителя, который не знает Америки. Но вся фишка, как раз и заключается в том, что все о чем рассказано в фильме – есть реальное отражение американской действительности. И маленькое незаметное существо по имени Лестер Бернем – это до боли узнаваемый характер среднестатистического американца, задавленного и оболваненного системой человека, которому с детства вдолбили в голову лишь две идеи – потреблять и тяжело работать. Все остальное – прерогатива сильных мира сего. Попробуй, позволь себе быть человеком, попробуй дать волю своим чувствам, попробуй перестать быть винтиком в системе – и ты погиб.
Раз став человеком, невозможно превратиться в свинью. И поэтому, когда Лестеру Бернему предоставилась возможность овладеть юной Анджелой, он не смог позволить себе сделать это. Он был счастлив тем, что почувствовал себя человеком и неожиданно обнаружил, что этот мир казавшийся ему скучным и нудным, вдруг встал восхитительным и прекрасным! Но в этот самый момент - неожиданно нахлынувшего на Лестера счастья - раздается выстрел, его голова с улыбкой на лице падает на стол, а окровавленные мозги впечатываются в стену напротив. Полковник Фиттс – «герой нашего времени» - убивший Лестера по-недоразумению, озираясь украдкой идет в свой дом напротив. А дух Лестера продолжает говорить со зрителем, не переставая восхищаться красотой жизни и удивляясь тому, что момент смерти – не такой уж и быстрый, и жизнь проносящаяся перед его глазами проносится медленно и отчетливо, и он с невероятной легкостью и радостью переживает заново каждое мгновение уже прожитой им жизни. Красоту и величие которой он смог осознать лишь в самый последний момент...
В 1999 году фильм завоевал 5 статуэток «Оскар», в том числе и главную награду за лучший фильм года. Режиссер Сэм Мендес получил мировую известность.