5116

Нам бы такую Антонову!

В России сейчас спорят повезло им или нет, что свыше 50 (!) лет одним из главных музеев страны руководил один и тот же директор. Нам не до жиру – у нас директоров такого уровня как Ирина Антонова не было ни ранее, ни сейчас. И подобных прецедентов по сроку работы, а Ирина Александровна работает в государственном музее изобразительных искусств им.Пушкина с 1945 года, а возглавляет с 1961-го, тоже нет. Так что, и полемики не получится. Но … есть прекрасный повод подумать о том, почему нам так фатально не везет в сфере искусства с Личностями.

Мало того, что мы географически находимся вдали от всех основных западных центров искусства –Рима, Лондона, Мадрида, Парижа, Нью-Йорка, но ведь и в восточном направлении та же беда – до Пекина и Токио ой как не близко! Плюс ко всему у нас нет настоящих профессионалов и катастрофически не хватает Личностей. Можете назвать кого-нибудь из казахстанских директоров музеев? Уверена, что нет. Имена этих «героев» неизвестны широкой публики, так «усиленно» они работают. А ведь именно от первого руководителя зависит, насколько успешно работает его предприятие, в нашем случае, музей, какие выставки в нем экспонируются.

Скажите, когда вы последний раз были в музее? То-то и оно, что делать там, честно говоря, нечего. Сходишь один раз – и хватает, потому как одна и та же экспозиция висит годами. Да, в алматинском музее изобразительного искусства им.Кастеева есть работы таких мастеров как Айвазовский, Васнецов, Петров-Водкин и Репин и те, кто ходит в музей, водит своих детей, знает эти работы наизусть – не так уж их и много…

А сколько было привезенных коллекций? За всю историю Независимости можно пересчитать их по пальцам одной руки – выставка Энди Уорхолла в 90-х, яйца Фаберже, да прошлогодняя выставка «Жемчужины Франции». Слишком мало для двух десятков лет! В уважающих себя музеях подобные экспозиции «уместились» бы в полгода.

Вчера, 1 июля 2013 года, когда Ирину Антонову почетно провожали с должности директора (но сделав Президентом музея) все - и ее противники, и сторонники сошлись в одном – не будь ее, не видать бы России и половины тех экспозиций, которые были показаны в Пушкинке. Благодаря ней были показаны работы Филонова, Малевича, Леже, Шагала, Тициана и в течение целых двух месяцев демонстрировалась легендарная Джоконда. Перечислять выставки, художников и картины, продемонстрированных в Пушкинке за последние полвека, можно очень долго. Но, особо стоит отметить, что многие вернисажи состоялись только лишь благодаря личному авторитету Антоновой в музейных кругах мира.

У нас тоже были и есть Личности в искусстве – Мамбетов в казахском драмтеатре им.Ауэзова, Андриасян – в русском драмтеатре им.Лермонтова. Но это театральная жизнь, а вот в музейной и музыкальной тишь, иногда прерывающаяся заметками об отставках директоров, связанных с коррупцией.

А так хочется сходить в музей! И посмотреть шедевры мирового искусства – Пикассо, Дали, Да Винчи, Рафаэля, Климта, Гогена, Монэ, не выезжая за пределы Родины…

P.S. Примечательно, что шедевры мэтров мировой живописи есть в некоторых казахстанских коллекциях. Частных. Почему бы не договориться с их владельцами об экспозиции в стенах госмузеев?! И пора уже все-таки взяться за работу директорам музеев, скинув с себя оковы музейной тиши и пыли…

Поделиться
Класснуть