5661

Эксперимент «69 стаканчиков», или как позволить ребенку счастье

Персонажи: я и трехлетняя Лиза

Мы пошли чистить Лизины зубы. Когда почистили, она попросила дать ей помыть стаканчик, из которого она воду в рот набирала. Она сполоснула его раза три, и я собралась ей сказать, что хватит, пора идти спать. Но одернула себя и решила попробовать… Попробовать, способна ли я терпеливо наблюдать за деятельностью ребенка, которая обычно кажется взрослым совершенно бессмысленной. Попробовать почувствовать ее эмоции и переживания, испытать ее радость от такого удивительного и захватывающего стаканосполаскивания. Мне стало интересно проверить, на какой срок может увлечь Лизу такое незамысловатое занятие, когда ей самой захочется остановиться.
Мы катастрофически часто подгоняем детей, отрываем от того, чем они увлеклись, заставляя их следовать нашим графикам, планам, подчиняться нашим желаниям. Отбираем у них их собственную жизнь и заставляем играть ту роль, которую нам хочется, в придуманном нами сценарии.
…Я стала считать стаканчики. Она набирала воду из-под крана (примерно половину стаканчика) и выливала в раковину. После 10-15 стаканчиков мне удалось окончательно усмирить свое нетерпение, осознав, что это надолго… Лиза так увлеклась, что совершенно забыла о моем присутствии. Поэтому, когда на 22-ом стаканчике она повернула голову, то чуть ли не подпрыгнула от неожиданности, обнаружив меня рядом. Увидев, что я улыбаюсь, глядя на нее, она рассмеялась. Ее обрадовало, что я разделяю ее счастье, не ругаю ее, не тороплю. В ее глазах отчетливо читалось: «Так клево, да? ». Тогда для меня стало еще очевиднее, какое это было бы преступление – оторвать ее сейчас от того, что в настоящий момент является для нее самым интересным в жизни!
Лиза продолжала мыть стаканчик. На 46-ом она спросила: «А полный нельзя набирать? Полный – нельзя?» - «Можно, почему нельзя? Можешь полный набирать». Было ощущение, что ребенку не верилось, что ему позволяют делать то, что хочется. Она ждала какого-то подвоха – что-нибудь то точно нельзя! А тут вдруг все можно! Даже полный стаканчик можно набирать. Теперь она продолжала его споласкивать, набирая целиком, до самых краев. На 65-ом она спросила – «Еще?» - «Как хочешь, споласкивай еще, если хочется».
Она вылила еще несколько стаканчиков, и сама до краев наполненная чувством восторга сказала «Все!».

Анна ИОНОВА, педагог раннего развития, организатор Школы счастливых родителей

Поделиться
Класснуть