Стиль «Препода»
...У меня был свободный вечер. У подруги –лишний билет. Так я оказалась на премьере фильма «Препод». История забавная: чтобы завоевать сердце девушки, парень едет за нею в Назарбаев-университет и выдает себя за преподавателя предмета «критическое мышление». Ему тут же выдают ключи от квартиры и банковскую карточку с внушительной (судя по дальнейшим покупкам ) суммой денег. Уже смешно. Но дальше с сюжетом авторы заморачиваться не стали, соорудив нечто среднее между «капустником» и КВН. Для зрелищности фильм разбавили музыкально-танцевальными вставками –шоу-стопперами. Действие происходит только в них, и это действие называется «ужимки и прыжки». Все остальное- исключительно слова. Безудержный поток слов –без смысла, логики и страсти. «Что есть мысль? Звуки, облеченные в слова», -сообщает «препод» Арман. Тот факт, что все слова, которыми фильм начинен как радиопередача, банальны до неприличия, видимо, должен стать причиной гомерического смеха зрителя, а иначе –заткнули бы ведь фонтан! Но с этим – как раз напряженно. Апофеоз - лирическое объяснение героя : - Камилла, я слышу, как хлопают твои ресницы. Я слышу, как ты трогаешь свои волосы. Я очень отчетливо слышу, как ты опускаешь глаза. Камилла, ты меня слышишь?! -Слышу, Арман! И еще «перл»: -Чтобы быть сегодня услышанным, приходится кричать. Иначе не услышат.
Фильм «кричит» каждым кадром. Глупо, тупо, зато ярко, броско и - очень громко. Смешно до колик... Все элементы молодежной комедии вроде бы присутствуют, а пазл не складывается. Ситуация комическая, но сама история до конца не придумана, не продумана и не выстроена. Герои –вроде как типажи и узнаваемы, все молоды и симпатичны, но в кадре исключительно «хлопочут лицом», и поступки им заменяют танцевальные па. Будем справедливы, в голливудском жанровом кино тоже часто концы с концами не сходятся, но за счет грамотной фабулы и актерской техники невольно веришь в искренность персонажей, а «Препод» - умозрительная схема, клип, растянутый на потора часа. И картинка - красивая (работа оператора Рубанова у меня всегда вызывает уважение и интерес), и в качестве бонуса – приглашенная местная звезда Батырхан Шукенов, а эмоции все равно не высекаются. Пустоты драматургии – сияюще зияют, уж простите за каламбур. Авторы решительно не знают, как оживить конструкцию. Впечатляющая своими красотами Астана и интерьеры самого Назарбаев-университета в фильме производят впечатление богатой пышной рамы для пошлой кичевой открытки. В чем месседж этой картины? Как произведение киноискусства «Препод» рассматривать невозможно. Если же он создавался с утилитарной целью, то она для меня –непостижима. Если бы данная история разворачивалась еще в стенах какой-нибудь провинциальной академии стиля и вкуса, то было бы понятно: фильм сделан в поддержку МОН РК, взявшего решительный курс на сокращение и оптимизацию вузов, вот, дескать, налицо профанация высшего образования. Но фильм-то о лучшем вроде бы университете страны... Просто «от сессии до сессии живут студенты весело». И весело до такой степени,что оторопь берет: я-то думала, в этом универе учатся будущие нобелевские лауреаты, а по фильму выходит – гламурные инфантильные чудики и мажоры, если не возможные пациенты палаты №6... На месте «преподов» и студентов этого вуза впору требовать сатисфакции с создателей такого портрета универа.Но критическое мышление здесь абсолютно не к месту. Один из студентов, посмотревший «Препод», объяснил мне : - А смысла никакого нет. Это же просто для хохмы снято.Чтобы приколоться. С пафосом и стёбом.
Слушайте, а вам не кажется,что очень многое у нас делается именно так - ради хохмы? Но с пафосом. И чтобы смешнее было - тратят на это серьезные деньги и приглашают специалистов извне. Приглашают с единственным условием – критическое мышление должно отсутствовать начисто. Руководство «Казахфильма» считает, что сделано стильное кино. Рецепт, как видите, очень простой...