6089

Зеркальный день. Памяти Прекрасного Кинооператора и Человека

Он прожил всего 58 лет. За эти не столь щедро отпущенные годы, вместилось многое: детские увлечения авиаконструированием, кинологией, музыкой и фотографией, которое позже переросло в профессию; смена нескольких школ и городов - семья постоянно кочевала вслед за новыми назначениями  главы семейства. Наполненные ярчайшими ощущениями студенческие годы в Москве в знаменитом и свободолюбивом ВГИКе, когда появилась возможность увидеть недоступные для подавляющего большинства шедевры мирового кино, работа на «Казахфильме» и безотказно служение Кинематографу. Он был влюблен в свою профессию, предан ей, несмотря на то, что были длинные и тяжелые 90-е годы, когда обретшей независимость стране было не до кино. Он обожал охоту, рыбалку, машины и собак. Был страстным поклонником «Битлз», а что уж говорить про его фанатичность к творчеству Стиви Уандера – пожалуй, даже в Штатах трудно будет найти подобную полную(!) коллекцию виниловых дисков, а он умудрялся только ему одному известными путями приобретать фирменные пластинки в то время, когда был Железный занавес.

Он жил на все сто процентов, говорил всегда только правду и в глаза, никогда ни перед кем не заискивал, несмотря на чины и звания, мог быть резок, когда видел несправедливость и при этом души не чаял в единственной дочери и боготворил свою Маму (я не знаю ни одного случая среди своих многочисленных знакомых, кто бы и спустя двадцать лет после ухода мамы, ездил бы к ней на могилу ежемесячно…).  Может, из-за этого отсутствия даже намека на подхалимство государство так и не отметило его успехи ни званиями, ни медалями. Но разве важны звания, когда есть Призвание.

В его жизни было полно экстрима, одна профессия чего стоит: во время съемок он летал на вертолетах и скакал на конях, мчался на огромной скорости на машине и нырял в морскую пучину и все это проделывал с тяжеленной камерой в руках, а напоследок освоил новую профессию - преподавателя, наставника, которая далась ему с таким же блестящим успехом, как и работа в кино. Он успел снять свыше 20 полнометражных фильмов. В его копилке такие ленты как «Суржекей – ангел смерти», эта картина стала первой, которая показала весь ужас коллективизации, пронесшейся по Великой Степи и унесшей жизни двух миллионов казахов. Спустя пятнадцать лет он опять в тандеме с режиссером Дамиром Манабаевым снимет еще один исторический, не менее тяжелый  и правдивый фильм «Кек». Почти  четверть фильмов посвящены детям, что отнюдь не случайно, он и сам был большим ребенком, очень ранимым и хрупким.

Ради съемок фильма «Прыжок Афалины» он освоил дайвинг, это в 55-то лет! Морская глубина его настолько заворожила, что с тех пор при каждом удобном мгновении он стремился вновь и вновь погрузиться в нее. Одними из главных актеров в картине стали дельфины, которые его просто очаровали. Позже, уже после съемок, он признался: «они действительно гораздо умнее нас, людей!».

Он всегда мечтал о сыне и в итоге стал Отцом для своих студентов, которые просто боготворили своего Мастера. Он носился с ними как с родными кровинушками. Они, в большинстве своем приезжие провинциальные парни, жили у него на даче и дома, ездили с ним на рыбалку и охоту, узнавали и слушали с ним его любимых «Битлов», Стиви Уандера, «Роллингов» и Рода Стюарта, смотрели классику мирового кинематографа и досконально изучали операторское искусства. Он учил их не только азам профессии, но и большой, взрослой жизни. А после окончания Академии искусств им.Жургенева, где он преподавал, устроил их на работу, что в наше непростое время еще более ценно.

Последние два года он жил в Астане, это благодаря его усилиям в Национальном университете Искусств появилась кафедра Кино и ТВ, оснащенная суперсовременным оборудованием под стать самым знаменитым киношколам мира. Он был востребован, его график был расписан на год вперед – его ждали в Иордании, где он должен был провести курс лекций для будущих кинооператоров этой страны, позже – надо было лететь на съемки в Японию, а еще работа в кино и на кафедре здесь, дома. И, главное, необходимо было выкроить время, чтобы хотя бы месяц побыть рядом с дочерью в такой ответственный для нее и него момент ….

Он не дожил всего три месяца до рождения своего первого внука и так и не стал дедушкой. Он, самый младший из шести детей, ушел к родителям самым первым. Несправедливо.

Его не стало 11 ноября 2011 года. С утра ничто не предвещало страшного, это был обычный будний день. Резкая боль в груди изменила обыденный распорядок дня. Вызвали «скорую», которая после сделанной кардиограммы, успокоила: «небольшой инфаркт, недельку полежит в больнице и выпишется». Спустя семь часов, уже в больнице, давление упало до нуля и родне сказали – «все, его не стало», но … сердце Булата вновь забилось. Видно, что он боролся за жизнь… Но спустя три часа его сердце остановилось уже навсегда. Убитая горем родня, не стала требовать провести медицинское расследование – его все равно уже не вернешь, но так и останется загадкой: как так получилось, что рядовой инфаркт стал роковым… Он ушел в «зеркальный день» - 11.11.11. С тех пор эта дата стала для всех его родных и близких черной.

Сегодня, 4 мая, ему исполнилось бы 60 лет - прекрасному казахстанскому кинооператору, снявшему чуть ли не добрую половину всех отечественных фильмов за последние 30 лет, и прекрасному человеку - Булату СУЛЕЕВУ.

… Когда он был жив, я никогда не писала о нем и не брала у него интервью. Мне казалось неэтичным писать о своем близком родственнике. Он – мой любимый родной дядя.

Поделиться
Класснуть