Услуга за услугу
… Вчера к нам приходила сотрудница Теплосети. Снимала показания счетчика горячей воды. В отличие от прочих представителей коммунальных служб, игнорирующих услужливо поднесенные тапочки и с особым удовольствием ступающих на чистый паркет и ковер в грязной обуви, обула принесенные с собой бахилы, вынула из кармана айфон и сняла на его камеру показания счетчика.
Мой главный порок - любопытство. Спросила: а у вас все работники на айфон снимают показания счетчиков в городе? Оказывается, да! Удобные такие в нем программки! Всем контролерам выдали. Прогресс! Раньше как было? Придет контролер раз-другой, хозяев не застает, вечером им звонит и просит цифры назвать на счетчике. Я вот с трубкой бежала и рапортовала. А теперь – красота! И чего мы жалуемся на рост тарифов? Это же всё для нашего блага! Вот водоканальная компания, судя по интервью начальников, уволила как раз тех самых контролеров, что по телефону записывали со слов жильцов явно лживые (ну, в самом деле – как нам верить?) показания водомеров, а оставшихся – видимо, на сэкономленную зарплату уволенных – снабдила телефонами нового поколения. И население не соврет, и контролеры не химичат: вот дата, вот цифры, и снимок - в архив. Я бы еще присоветовала хозяев квартир рядом со счетчиком снимать- с биркой на груди – крупно Ф.И. О. и адрес.
Вообще, сфера услуг у нас становится все более изощренно-цивилизованной. К примеру, отправляла я из Алматы племяннице открытку в город Кокшетау - почти за месяц до дня ее рождения. Заказным письмом. Открытка была очень красивой, покупала в магазине за тысячу тенге. Пошла на почтамт, заплатила за конверт и за отправку. Но поздравления племянница не получила. А через две недели после ее дня рождения я в своем почтовом ящике обнаружила уведомление. Плюс позвонили с почты и сказали: вам заказное письмо, придите и заберите. Оказалось … мое собственное. Вернули как – невостребованное! С меня взяли еще 300 тенге в качестве пени и… вернули с пометкой: хозяев не было дома. В итоге почтовая история обошлась мне в 1600 тенге, а задуманное поздравление так и не состоялось. Кто виноват? Казпочта? Ну что вы, штемпели же стоят: туда – обратно письмо возили. Сервис налицо - услугу мне оказали полностью. Хозяев вот не застали. Правда, сестра задает резонный вопрос: как это не застали, семья-то большая, никто никуда не уезжал, почему нам не звонили? Теперь я знаю ответ: потому что айфонов у Казпочты нет. Хотя это было в прошлом году… Теперь, может, и там уже появились?
Еще вот с периодичностью два-три раза в неделю в нашем доме, и в соседних, гаснет свет. Иногда минут на двадцать, а порой на два-три, а то и четыре часа. Звонишь в Энергосбыт, минуты две слушаешь информацию автоответчика, коротая время, подпеваешь мелодии ожидания. На десятый раз дозваниваешься, наконец, до оператора, чтобы узнать: да, света в вашем квартале нет, авария. - Где и какая?! - На такие вопросы мы не имеем права отвечать. ( Мы-то, жильцы, давно подозреваем, что это из-за новостройки, что развернулась рядом…) Но почему так часто? И только у нас?! – Меланхоличный ответ: - Сети же изношенные…. Впрочем, вы звоните, а лучше прямо с утра идите сами в РСУ и там жалуйтесь. Вот, записывайте адрес… Вежливо так отвечают - вроде утешают. Сети действительно изношены, и под это дело нас вновь поздравляют новыми тарифами Услуги хромают, но поставщики коммуслуг - отвечают с оскорбленным достоинством поставщиков королевского двора -дескать, сами виноваты, не платите положенного…
При этом счета в квитанциях за коммунальные услуги растут беспрерывно, и расчеты по ним для всех, кроме Савостиной, предводителя не сдающихся и, к удивлению властей, еще не вымерших пенсионеров, – китайская грамота. Я так и не смогла понять, по какой из трех предложенных схем надо считать и платить. В итоге выбрала золотую середину. На всякий случай опросила родных, друзей, коллег. Удивила меня приятельница Салтанат: месяц платит по верхней строке, второй - по второй, третий – по третьей, а дальше – «как приспичит»: то так, то эдак….Они же вам не поверят! - завопила я. - Кто? – удивилась Салта. – Ну, поставщики услуг… Салта пожала плечами: - Я же им верю, когда они жалуются на жизнь по телевизору. Все, кто был в комнате, захохотали. А я думаю, тепловики с энергетиками скоро объединятся и организуют съемочную контролерскую бригаду, она в 3 D начнет сдавать отчеты по населению, которое их, поставщиков услуг, без конца обирает. И бедная Салта будет в этом списке. Впрочем,как вы и я.
И у меня в связи с этим родилось встречное предложение: может, мы тоже пойдем и снимем, как на деле используются наши деньги нашими трудолюбивыми поставщиками услуг? Графа за графой, цифра за цифрой. Год за годом. Для студентов –документалистов будет реальная практика. В качестве консультантов пригласим Своика, Савостину и Берентаева. Что нам словесные баталии –пусть экран всё покажет. Мы - готовы! Обещаю: снимать будем без подстав, все, как есть. Если надо - и бахилы обуем, и на гаджеты-виджеты тратиться не станем, вашими и снимем.