Парадоксальная ситуация
Почему единый топливный оператор может обанкротить аэропорты?
Депутаты мажилиса сравнили некоторые казахстанские аэропорты с загонами, а поведение сотрудников лоукостера FlyArystan в отношении пассажиров охарактеризовали "как к нищебродам". Свои накипевшие за сотни часов многочисленных перелетов эмоции они выплеснули в пятницу на заседании общественной палаты мажилиса, где обсудили авиационную деятельность и оказание авиационных услуг в сфере пассажирских перевозок.
Мажилисвумен Ирина СМИРНОВА, заметив, что ей приходится много летать, обратилась к присутствовавшим на заседании представителям авиакомпаний:
- Алматинский аэропорт - это что-то страшное! Там невозможно находиться, сколько времени там проводят ремонт? Ни подъехать, ни уехать, ни пройти, холодина. Это просто загон, самый настоящий. 12 миллионов пассажиров летают не потому, что так хорошо у нас летать, а потому, что ездить невозможно! Если раньше из Алматы в Астану поезд шел 12 часов, то сейчас 18.
Ирина Смирнова заявила, что принципиально не летает рейсами FlyArystan, потому что там проходишь "через какой-то строй, как будто тебя сейчас начнут бить батогами":
- На тебя смотрят не как на клиента-пассажира, который принес деньги, а как на человека, который зачем-то сюда пришел, как на нищеброда. Вот такое к тебе отношение, понимаете?
Аналогичное мнение высказала общественница Зауреш БАТТАЛОВА:
- Такая агрессия со стороны сотрудников FlyArystan - тех, кто ведет проверку билетов, регистрацию. Бегаешь между ними, надо за час-полтора прийти, потому что знаешь, что будет гонка!
Между тем аналитик, руководитель практики по связям с государственными органами ТОО "Markets Mentor" Наталья МАЛЯРЧУК высказалась по поводу законодательной инициативы Агентства по защите и развитию конкуренции, Министерства транспорта и фонда "Самрук-Казына" создать единого оператора для поставки топлива в аэропорты. Ему планируют предоставить безусловный доступ к инфраструктуре всех аэропортов для прямой продажи топлива авиакомпаниям без уплаты топливных сборов и роялти. Цель - снизить цены на авиабилеты.
По мнению Малярчук, упущен ключевой нюанс: аэропорты как регулируемые субъекты не могут, как магазины, просто взять и переписать ценники на свои услуги - взлеты, посадку, обслуживание пассажиров, чтобы компенсировать убытки. Их тарифы жестко контролирует государство. И если забрать у них топливный доход, произойдет кассовый разрыв, аэропорты мгновенно станут убыточными.
- Поскольку закрыть стратегические объекты нельзя, а поднять тарифы оперативно аэропорты не смогут по закону, они придут за помощью к государству. Мы получим парадоксальную ситуацию.
Прибыль от топлива будет уходить единому оператору, а содержать убыточные аэропорты придется государству за счет средств налогоплательщиков. Это классическая схема приватизации прибыли и национализации убытков. Готовы ли мы переложить содержание всей аэродромной сети на госбюджет? У нас таких денег нет. Рано или поздно регулятор будет вынужден утвердить многократное повышение тарифов в аэропортах, просто чтобы спасти их от банкротства. Эти расходы авиакомпании тут же включат в стоимость билета, - полагает аналитик.
Она предложила вместо создания новой монополии ввести двухэтапную программу оздоровления рынка и пересмотреть роль национального оператора. Он должен сосредоточиться на своей стратегической функции обеспечения объемов поставок, но не на розничной торговле в крыло.
- Оператор должен обеспечивать поставки топлива в аэропорты по стабилизированным оптовым ценам. То есть целесообразно переориентировать оператора на оптовые поставки и продажи через биржу танкерными объемами по 50-60 тысяч тонн в рамках имеющихся и перспективных возможностей страны по производству авиатоплива. Это реально снижает стоимость рейсов.
При этом аэропорты сохраняют свою маржу. Следовательно, у аэропортов нет необходимости повышать тарифы на обслуживание пассажиров. В итоге стоимость билета остается стабильной или даже имеет потенциал к снижению, естественно, при прочих макроэкономических условиях, - предложила Наталья Малярчук.
Как только рынок будет насыщен топливом, можно перейти к цивилизованным механизмам полноценной биржевой торговли с прозрачным формированием цены без посредников.
- Вместо создания госмонополии мы предлагаем ввести ограничения розничной надбавки и зафиксировать топливный сбор. Поверьте, этот механизм защищает пассажиров от аппетитов бизнеса гораздо эффективнее, чем создание громоздкой государственной надстройки в виде единого оператора, - полагает эксперт.
Она напомнила слова президента об избыточном государственном участии в авиации - неправильном управленческом решении. По мнению Малярчук, необходимо поддержать курс на дерегулирование и демонополизацию деятельности аэропортов, чтобы они развивались как бизнес-хабы, а не висели на шее у государства, требуя бюджетных вливаний.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Лэйла ТАСТАНОВА