Как в кино!
Почему заявление добровольного спасателя отечественного кино - депутата мажилиса Елнура БЕЙСЕНБАЕВА - рвануло как бомба.
Напомним, все началось с депутатского запроса на имя председателя Агентства по защите и развитию конкуренции. Если коротко, то депутат заявил, что к нему обращаются представители киносообщества, страдающие от распределения выручки проката. Дескать, пополам - это грабеж, но особенно обидно, когда дело касается фильмов, снятых через государственное финансирование (см. "Интересное кино!" на сайте time.kz). Он предложил следующий алгоритм: кинотеатры платят киношникам, пока те не отобьют свои затраты, а потом уже могут начинать зарабатывать сами. Мы, конечно, немного утрируем, но суть примерно такая.
После того как немного улеглись страсти по поводу бесстрашной попытки спасения кинематографа, мы решили узнать, действительно ли существует заговор прокатчиков, наживающихся на отечественных фильмах, а заодно душащих киноиндустрию. Правда, режиссеры, к которым мы обращались, были откровенно удивлены мнением депутата, ссылались на мировой опыт и говорили, что если что-то и помешает киноиндустрии Казахстана, так это наспех принятые решения.
Режиссер Рустем АБДРАШЕВ назвал такое понимание дел, какое продемонстрировал депутат, поверхностным, и акцентировал внимание на том, что именно прокат дает нам возможность снимать столько фильмов. И если, как предлагает депутат, обязать прокатчиков сначала дать возможность окупить кино и только после этого забирать прибыль, то "кинотеатры начнут закрываться, то есть начнет рушиться прокат, а если это произойдет, то обрушится и киноиндустрия, которая сейчас развивается как бизнес".

А еще мы обратились к эксперту, продюсеру Анне ЧАКИРТОВОЙ, чтобы узнать, что именно мешает отечественному кинопроизводству и реально ли назрел момент для беззастенчивого передела доходов от проката.
- В мировой практике существует две базовые системы распределения кассового сбора: фиксированная - когда есть утвержденный процент распределения дохода (60/40, 50/50) и прогрессивная - вначале большую часть доходов получает дистрибьютор (80/20, 75/25), еженедельно распределение меняется, увеличивая долю кинотеатров. Поэтому и выгодно долгое время удерживать фильм в прокате. У нас в стране принято распределение 50/50, - делится тонкостями кинокухни Анна. - Эта сложившаяся практика не противоречит мировой системе. Хотелось бы нам, кинопроизводителям, иметь больший доход? Безусловно. Но мы понимаем, что кинотеатры несут расходы на содержание залов, обновление проекторов, оборудования и оплату персонала. Да, казахстанскому кино нужна поддержка, мы часто об этом говорим, и она может идти через налоговые преференции в процессе производства и проката, разработку специальных программ, поддерживающих релизы авторских (фестивальных) и документальных фильмов, создание новых кинотеатров. Кроме того, в небольших городах люди до сих пор не имеют возможности ходить в кино…
Анна уверена, что принцип, когда зритель голосует кошельком, самый действенный. И если какой-то фильм не собрал кассу, то о причинах финансовых неудач следует задуматься создателям и пиарщикам проекта. При этом нельзя обязать кинотеатры отказаться от получения прибыли до полного погашения расходов кинопроизводителей, как предложил Елнур Бейсенбаев. А если фильм вовсе не окупится в прокате? Ведь подобных прецедентов немало. Долго ли кинотеатры сумеют работать себе в убыток?
- Все фильмы последних лет, которые делаются для народа и говорят о волнующих народ проблемах, собирают кассу. Сейчас эта тенденция особенно заметна: зритель стал более искушенным и не терпит фальши. Более того, казахстанцы сейчас осознанно выбирают отечественное кино. Причем независимо от жанра: успехом пользуются и комедии, и драмы, и триллеры. Кино - один из самых доступных видов развлечения и вместе с тем работает над реализацией идеологических задач. Надеюсь, что депутатский запрос привлечет внимание к нашей отрасли и приведет к позитивным переменам и комплексным решениям стоящих задач.
Например, сейчас в киносообществе обсуждаются поправки в закон "О кинематографии", которые рассматриваются в сенате.
Больше всего волнует увеличение срока выдачи прокатного удостоверения с 7 до… 30 дней. Для отрасли это важный момент, потому что любые изменения в этих процедурах напрямую отражаются на процессе выпуска (или невыпуска?) фильмов в прокат.
Дело в том, что в случае принятия поправок потребуется предоставлять прокатную версию фильма на экспертизу. При этом многие международные правообладатели очень осторожно относятся к передаче копий фильмов до официального релиза, поскольку это связано с рисками утечек и финансовых потерь. А мы не такой большой рынок, чтобы ради него производителям рисковать…
Увеличение сроков рассмотрения может создать дополнительные сложности в переговорах и при планировании премьер. Также у профессионального сообщества остаются вопросы к самой процедуре экспертизы, к срокам, регламентам и понятности критериев принятия решений, - обращает внимание Анна.
И, конечно, у казахстанских продюсеров в этой связи появляются переживания: важно, чтобы новые механизмы не стали препятствием для нормальной работы индустрии и творческой свободы. Вот что необходимо обсудить для развития и проката, и кинопроизводства. А прокатчикам кинодеятели готовы лишний раз сказать большое спасибо за поддержку и понимание.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО