Санкционный рикошет
Заденут ли антииранские пошлины США экономику Казахстана?
Президент США Дональд ТРАМП ввел 25-процентные пошлины для всех стран, ведущих торговлю с Ираном. Как это может отразится на Казахстане?
"С настоящего момента любая страна, ведущая бизнес с Исламской Республикой Иран, будет платить пошлину в размере 25 процентов со всех деловых операций, осуществляемых с США. Настоящий указ является окончательным и не подлежит обжалованию", - написал Трамп в соцсетях в понедельник, 12 января.
Уже на следующий день Министерство торговли и интеграции Казахстана выступило с официальным заявлением по данному поводу.
"Республика Казахстан внимательно отслеживает международную торгово-экономическую повестку и развитие ситуации, в том числе заявления США, касающиеся стран, имеющих торговые связи с Ираном. В настоящее время детали возможных мер и параметры их применения еще не известны, в связи с чем министерство оценивает различные сценарии развития событий. При этом Республика Казахстан последовательно выполняет свои международные торгово-экономические обязательства и придерживается взвешенного и прагматичного подхода во внешнеэкономической политике", - говорится в сообщении ведомства.
Как на Казахстане могут отразиться очередные американские пошлины, корреспонденту "Времени" прокомментировал экономист Арман БЕЙСЕМБАЕВ.
В первую очередь он обратил внимание на то, что у США намечаются переговоры с иранской стороной, которая в свою очередь уже объявила о готовности к дипломатии. То есть процесс пошел, и открутить обратно решение о пошлинах для Трампа ничего не стоит. Если же назад дороги не будет, то прекращение каких-либо торгово-экономических взаимоотношений Казахстана с Ираном станет гораздо более болезненным для Ирана, нежели для нас, потому что он нуждается в нашей продукции, по большей части это зерно. Иран же для нас не является ключевым торговым партнером, как Китай, Россия и страны Европейского союза.
- Наш торговый оборот с Ираном не достигает и полмиллиарда долларов. Из Ирана к нам поступают финики, текстиль, в свое время поставляли оттуда кока-колу. Гигантских экономических связей у нас с Ираном нет. Поэтому, пожалуй, проще разорвать эти отношения, нежели пытаться рисковать. В конце концов, торговый оборот Казахстана с Соединенными Штатами Америки намного больше, - считает эксперт.
Будет ли на Казахстан оказано опосредованное влияние новых пошлин через другие страны, тесно взаимодействующие с Ираном? В частности, это Китай, Индия и Турция. Любые ограничения, отметил мой собеседник, оказывают определенное глобальное воздействие.
К примеру, торговая война США с Китаем, которая идет уже не первый год, приводит к сложностям в логистике, соответственно, к дополнительным издержкам и удорожанию, бьющим по всей мировой экономике. Проблемы в китайской экономике, в том числе в силу этой торговой войны, привели к падению спроса на нефть, поэтому сейчас в мире наблюдается структурный профицит, то есть перепроизводство нефти.
- Поскольку Казахстан - страна с открытой экономикой, то, конечно, все ветра, которые дуют мимо, нас так или иначе задевают. Прекращение каких-то экономических связей с Ираном не смертельно для нас. Но я не думаю, что мы их прекратим. Со стратегической точки зрения, мы, конечно, можем формально это сделать, но теневые поставки и контракты никто не отменял. Бизнес перестроится, Иран через третьи страны будет осуществлять импорт, - поделился соображениями Арман Бейсембаев.
При сохранении торговых взаимосвязей Казахстана с Ираном нам придется продавать свою продукцию Штатам дороже, чтобы заплатить новые пошлины.
- Порядка 90 процентов нашего экспорта в США не подпадает под действие их пошлин, поэтому здесь у нас некая подстраховка есть. Но здесь, опять же, надо понимать, что Штаты для нас далеко не ключевой торговый партнер. Нам намного важнее сохранить торговые отношения с Европой, Китаем и Россией. И у всех них основные конфликты - с Соединенными Штатами, - заключил экономист.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Лэйла ТАСТАНОВА