Декларации без декларантов
Казахстанские чиновники показали доходы… своих жён
В Казахстане начали публиковать первые декларации доходов политических госслужащих, но… с неожиданным эффектом.Формально требования закона выполнены, фактически же общественности показали в основном финансовые успехи супруг чиновников. Сами высокопоставленные госслужащие, судя по документам, живут исключительно на зарплату.
Чтоб я жил на одну зарплату!
С 1 января 2025 года в Казахстане вступило в силу требование об обязательной публикации деклараций доходов политических служащих, а также их супругов. Чиновники должны были раскрыть сведения о доходах за 2024 год. К слову, министр финансов Мади ТАКИЕВ несколько раз на брифингах объяснял журналистам, что зарплаты в декларации не указываются, только дополнительные доходы.
Первые документы действительно появились на сайтах министерств, но содержание вызвало больше вопросов, чем ответов.
Одной из первых была опубликована декларация зампремьера - министра национальной экономики Серика ЖУМАНГАРИНА и его супруги Сании САДЫКОВОЙ на сайте ведомства. Общая задекларированная сумма составила 88 678 984 тенге.
Однако почти сразу выяснилось: доход относится исключительно к супруге министра. Как следует из документа, Сания Садыкова получила доход от инвестирования на рынке ценных бумаг - дивиденды и инвестиционные вознаграждения.
- Жумангарин дополнительного дохода не имеет, получает только заработную плату, - подчеркнули в ведомстве.
Миннацэкономики оказалось единственным ведомством, где решились показать декларацию министра. В других госорганах ограничились публикацией данных только по заместителям. И снова основной доход в семью, судя по документам, приносили не сами чиновники, а их супруги.
Например, согласно декларации вице-министра национальной экономики Асана ДАРБАЕВА, в 2024 году его супруга заработала 69 605 000 тенге. Сам Дарбаев дополнительного дохода не имеет, он получает лишь зарплату по должности.
Аналогичная картина в семье вице-министра финансов Асета ТУРЫСОВА: доход его жены составил 6,8 млн тенге, а сам он обходился официальной зарплатой. Эта тенденция повторяется почти по всей выборке деклараций в открытом доступе.
Так, супруга вице-министра транспорта Талгата ЛАСТАЕВА указала доход в 5 300 000 тенге, а вице-министр обороны Каныш АБУБАКИРОВ задекларировал доход супруги в размере 34 000 000 тенге.
Жена замруководителя аппарата правительства Саяна КУТТЫБАЕВА подзаработала 4 000 000 тенге. Вторая половинка зампредседателя Агентства по атомной энергии Гумара СЕРГАЗИНА получила 1 500 000 тенге дохода. Жена вице-министра торговли и интеграции Асета НУСУПОВА задекларировала 450 000 тенге. Что касается самих чиновников, то под их именами указано 0 тенге.
Супруги лидируют и в АП
Администрация президента Казахстана также опубликовала сведения из деклараций некоторых своих сотрудников за 2024 год. И уже по первым данным заметно, что основной источник доходов в семьях высокопоставленных чиновников также их супруги. Самую внушительную сумму задекларировала жена бывшего акима Алматы и замруководителя администрации президента Ерболата ДОСАЕВА - 2 338 455 678 тенге, то есть более 2,3 миллиарда. Сам же он в декларации указал доход в размере 14 000 000 тенге. Разрыв впечатляет.
Не менее интересная картина и у других сотрудников администрации. В частности, жена секретаря Совета безопасности Гизата НУРДАУЛЕТОВА получила 24 900 000 тенге.
Супруга помощника президента Куанышбека ЕСЕКЕЕВА Мадина БЕКТУРГАНОВА (бывший вице-президент Казахстанской федерации гимнастики) подзаработала более 48 000 000 тенге.
Супруга советника президента Алексея ЦОЯ указала доход в размере 1 000 000 тенге. А жена госинспектора администрации президента Батыржана БАЙЖУМАНОВА подзаработала 2 000 000 тенге.
МИД пошёл своим путём
Особняком стоит Министерство иностранных дел. Ведомство не стало публиковать декларации министра и вице-министров, но разместило сведения о доходах семи чрезвычайных и полномочных послов Казахстана. И здесь картина также получилась интересной.
Так, супруга Алтая КУЛЬГИНОВА, посла Казахстана в Эстонии, Жанар КЕЛИМБЕТОВА заработала дополнительно за 2024 год почти 17 000 000 тенге, тогда как он сам - 0 тенге.
Супруга посла в Иране Онталапа ОНАЛБАЕВА задекларировала 1 191 513 тенге, жена посла в Китае Шахрата НУРЫШЕВА подзаработала 12 332 070 тенге. Весьма скромные доходы у супруги посла Казахстана в Швеции Олжаса Сулейменова: она заработала 26 000 тенге, он - 0 тенге.
Впрочем, есть и исключения. Посол Казахстана в Эфиопии Барлыбай САДЫКОВ задекларировал почти 3 400 000 тенге, тогда как его супруга - ничего. Посол Казахстана во Франции Гульсара АРЫСТАНКУЛОВА получила 2 600 000 тенге дополнительного дохода, а ее муж - 0 тенге.
У посла в Северной Македонии Сатыбалды БУРШАКОВА в декларации 875 000 тенге, у его супруги - 25 000 тенге.
Почему в декларациях так мало информации?
Причина такой "прозрачности без деталей" в изменении правил. В канун Нового года, а именно 27 декабря 2025 года, Агентство по делам госслужбы утвердило обновленный перечень сведений, подлежащих обязательной публикации. Теперь декларация включает всего три пункта: ФИО декларанта и его супруги/ супруга, отчетный налоговый период, общую сумму доходов, подлежащих налогообложению.
Ранее чиновники были обязаны указывать банковские счета (в том числе зарубежные), доходы от продажи имущества и другие финансовые сведения.
Таким образом, формально закон соблюден - декларации опубликованы. Фактически же общественность увидела не финансовый портрет чиновников, а, скорее, успешность их супругов.
Тогжан ГАНИ, Астана

Тогжан ГАНИ