1608

Абсолютно нестандартная ситуация

Почему едва ли не основной продукт казахстанцев - говядина - сильно вырос в цене? Что скрывается за повышением на 25 процентов США импортных пошлин на наши товары?

Абсолютно нестандартная ситуация
Фото Владимира ЗАИКИНА.

На эти вопросы отвечал министр торговли и интеграции Арман ШАККАЛИЕВ во вторник на брифинге в правительстве.

На подорожание мяса в стране влияют два фактора: снижение объемов продукции у крупных игроков мирового рынка - Бразилии и Аргентины, а также высокая цена в соседних государствах, куда наблюдается переток товара в соответствии с высоким спросом.

- Там, где происходит превышение, мы реагируем. По мясу очень много реагировали в Алматы, Шымкенте. Мы провели последнюю сверку с производителями и выяснили: дефицита мяса нет. И, конечно, наши коллеги из Минсельхоза принимали меры. Почему все говорят про 175 тенге (субсидия для производителей за килограмм говядины. - Л. Т.)? Потому что у производителей есть встречные обязательства: если ты получил субсидию, то Минсельхоз контролирует, чтобы это мясо шло на внутренний рынок. Мясо удешевляют не для соседа, а для себя, - как-то скомканно пояснил Шаккалиев.

Задача Минторговли, добавил он, остаться в пределах коридора в 0,4-процентного пункта повышения цен в помесячной динамике, сразу оговорившись, что "в рыночной экономике напрямую диктовать цены мы не можем".

- Но чтобы удержаться в пределах коридора, отслеживаем, где и когда необходимо проводить товарные интервенции, чтобы сбивать ажиотаж. Также реализуется ряд мер, направленных на пресечение незаконного вывоза мяса в разделанном виде с получением ветсертификатов, - сказал министр.

По его словам, растущая цена на говядину влияет на торговую стоимость конины и курицы, так как потребитель мечется в поисках оптимального.

- Но мы провели анализ и увидели, что перекупов с наценкой в 300 процентов нет, - отметил Шаккалиев.

Вместе с тем он прокомментировал вводимые США 25-процентные импортные пошлины на казахстанские товары.

- Были анонсированы дополнительные таможенные пошлины в отношении стран, которые, условно говоря, выступают спонсорами конфликтующей стороны (России - с Украиной. - Л. Т.), - основательно начал свой ответ министр. - Мы в отношении таких санкций, в том числе вторичных, ничего не планируем. Мы не нарушаем никаких своих обязательств и правил игры. Периодический мониторинг и сверка идут. Мы с коллегами смотрим, как выполняем свои обязательства по экспортному контролю.

По данным Минторговли, 95 процентов казахстанского экспорта в США не подпадают под действие дополнительных таможенных пошлин Штатов. Оставшиеся 5 процентов - это ферросилициум, фосфорные изделия на сумму порядка 100 млн долларов.

- Вообще, что касается таможенных пошлин, то (они регулируются. - Л. Т.) правилами ВТО. Все было оговорено, но сейчас ситуация абсолютно нестандартная, с нарушением всех международных обязательств. Поэтому и мы действуем нестандартно - предложили конкретные меры, направленные на углубление и расширение, а не откат товарооборота, - отметил Шаккалиев.

По его словам, американский потребитель, который традиционно много лет покупал нашу продукцию, теперь будет платить за нее на 25 процентов больше.

- Мы об этом коллегам сказали и предложили конкретику. Первую фазу мы провели, встреча была, у них есть наши предложения, есть и комментарии. Сейчас мы в процессе. При формировании нашей позиции мы исходим из стратегических интересов и берем во внимание, что 4,5-4,8 процента продукции, если отталкиваться от объема в 100 млн долларов, - это удорожание для американского потребителя примерно на 25 млн долларов, - заключил глава Минторговли.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть