853

Таблетки не действуют

Лекарственный рынок погряз в схемах и безнаказанности

Таблетки не действуют
Фото Веры ОСТАНКОВОЙ.

Миллиарды бюджетных тенге ушли на фантомные препараты, тайские перчатки под видом казахстанских и псевдонауку без результата. Проверка Высшей аудиторской палаты (ВАП) вскрыла нарывы в системе лекарственного обеспечения: завышенные цены, фальшивая локализация и просрочка. Депутаты мажилиса в ярости.

На пленарке мажилиса 4 июня глава ВАП Алихан СМАИЛОВ представил результаты масштабного аудита системы лекарственного обеспечения. По его словам, за три года на медицинскую науку направили 58 млрд тенге, но на выходе за 10 лет зарегистрированы лишь два отечественных препарата. Один из них так и не вошел в Национальный формуляр, хотя на его разработку ушло более 4 млрд тенге.

Господдержка фармотрасли тоже вызывает вопросы. С 2021 по 2024 год фармкомпании получили преференции на 148 млрд тенге. Но вместо реального расширения производства ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое - с 968 до 507 наименований.

Слабый мониторинг локализации и инвестобязательств привел к злоупотреблениям. Смаилов привел пример: в 2024 году одна частная фирма поставила государству 62 млн медперчаток на 8 млрд тенге. Позже выяснилось, что объем и характеристики товара совпадают с партией, ввезенной в Казахстан из Таиланда.

Кроме того, некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырье. Это привело к некачественным препаратам: лекарства одной из компаний на сумму 3 млрд тенге были признаны непригодными и списаны.

Вывод новых препаратов на рынок также забюрократизирован.

Чтобы закупить лекарство через Единого дистрибьютора, оно должно пройти пять перечней. Это занимает годы. Вследствие искусственных ограничений закупки часто проводятся с участием единственного поставщика, из-за чего цены завышаются.

Ценовое регулирование не справляется с задачей: наценки доходят до 172 процентов на рынке и 35 процентов при госзакупках.

Средний срок экспертизы новых препаратов в 2024 году составил 334 дня при нормативе 210. В отдельных случаях процедура длилась 2,5 года.

Из почти 8000 сообщений о побочных действиях за три года из обращения изъят только один препарат. Аудит выявил более 67 тысяч случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности. Фиксировались и назначения вне протоколов и сверх потребности. Смаилов также заявил:

- Цены на 15 самых дорогих препаратов в госзакупках и на рынке отличались до 600 процентов!

По итогам двух аудитов выявлены финансовые нарушения на 741 млн тенге, неэффективное использование 32 млрд тенге, упущенная выгода - на 58 млрд тенге. 134 материала переданы для административного производства, пять дел направлены в правоохранительные органы.

Реакция депутатов была эмоциональной.

- Честно говоря, от шокирующего фактажа, которого хватает с лихвой, чувствую моральное и физическое истощение, - заявила мажилисвумен Айна МУСРАЛИМОВА. - Однако многие ваши рекомендации не исполнены. Вы проверили, пошумели, раздали релизы. Минздрав отрапортовал, что издал приказ и исправил ситуацию. А вы поставили галочку, что исполнено. А на самом деле что изменилось? Как было в 2022 году, в 2023-м, в 2024-м, так все и осталось. Цены растут, нарушения повторяются, а бюджетные потери только увеличиваются!

Смаилов ответил, что Минздраву выдано 36 поручений, из которых 25 исполнены:

- Еще 11 находятся на исполнении. Основная масса поручений реализуется в этом году, поэтому неудивительно, что в повторном аудите мы снова увидели те же нарушения, что и в 2022-2023 годах.

Среди персональных мер: привлечен к адмответственности гендиректор “СК-Фармация”, а первые руководители “СК-Фармация”, Национального цент­ра экспертизы лекарственных средств и один руководитель комитета фарм­контроля освобождены от должностей.

Депутат Бакытжан БАЗАРБЕК возмутился:

- А почему только увольнение? Где уголовные дела? Я лично направлю заявления в антикор, АФМ и Генпрокуратуру. Факты шокируют, у меня уже давление подскочило.

Депутат Асхат АЙМАГАМБЕТОВ предложил провести глубокую реформу “СК-Фармация” и всей системы закупок. Его коллега Азат ПЕРУАШЕВ пошел еще дальше:

- Это катастрофический доклад по сис­теме здравоохранения. Мы видим, что ситуация в “СК-Фармация” дошла до абсурда! Эта структура способствует моно­полизации и коррумпированию рынка. Предлагаем правительству рассмотреть вопрос о ликвидации “СК-Фармация” в таком виде!

И. о. министра здравоохранения Ардак АМАНГЕЛЬДИЕВ заявил, что Минздрав не признает выводы ВАП. В понедельник в адрес палаты ведомство направило досудебную претензию. По его мнению, неправильно сравнивать цены на официальные лекарства с сомнительными, которые могли быть куплены в интернет-аптеке:

- Это все равно что сравнивать машину из салона с машиной, которую привезли откуда-то из-за рубежа. По результатам некорректного сравнения соответствующий документ в ВАП подан. Мы абсолютно не признаем факт по 36 млрд тенге!

Амангельдиев дал слово, что, если препараты поступили вне рамок стационара, медработники их не используют.

Глава “СК-Фармация” Еркен ЖАКАТАЙ также не согласился с критикой о чрезмерной прибыли компании. По его словам, в 2024 году компания заработала 22 млрд тенге, из которых 12 млрд уходят на хранение, остальное - на оплату труда и логистические расходы:

- Объем лекарств, которые мы закупаем, увеличивается. Я не знаю, сколько лет правление вообще не получало премии! Мы благодарны правительству за то, что нас поддержали в прошлом году. По законодательству 70 процентов от чистого дохода мы должны вернуть в бюджет. Мы настояли, чтобы эти

деньги - 9,6 млрд тенге, которые должны были заплатить в бюджет, оставили для того, чтобы закрывать потребности неснижаемого запаса. Нам эта подушка нужна, видим увеличение потребностей.

Реакция Минздрава вызвала у депутатов явное раздражение.

- Очень хороший анализ, жесткие выводы! Мы видим, почему граждане вынуж­дены покупать лекарства дороже, чем в подсанкционной России, и в 2-3 раза дороже, чем у производителей! Мне непонятна позиция Минздрава. Я думал, что министерство скажет: “Да, мы признаем, мы просим прощения у пациентов, что мы рискуем вашим здоровьем, что вы вынуждены были приобретать препараты, которые запрещены, и что у вас нет возможности покупать качественные препараты”. Но сегодня Минздрав говорит: “Нет, это не так! Поймите нас правильно!” и так далее, - гневно передразнил депутат Мурат АБЕНОВ.

Другие депутаты посоветовали несогласному Минздраву идти в суд.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее