5572

В ущерб своей экономике и обороноспособности?

Казахстан рискует остаться без отечественного судостроения, продав единственный в стране уральский завод “Зенит” инвесторам из Турции

В ущерб своей экономике и обороноспособности?

Оборонный завод “Зенит” в Уральске строит военные суда для ВМС Казахстана и пограничные катера. За всю историю, что существует завод, он никогда не был убыточным. Однако в 2023 году правительство решило строить новый судостроительный завод в Актау, а по условиям предполагаемого инвестиционного соглашения следует продать превалирующую часть акций завода “Зенит” инвестору из Турции.

“АО “Уральский завод “Зенит” в составе АО “НК “Казахстан инжиниринг” входит в структуру предприятий ВПК, основной задачей которого является обеспечение обороноспособности страны за счет выполнения государственных оборонных заказов и выпуска конкурентоспособной продукции специального назначения”. Так говорится в официальных справках. Предприятие за годы независимости изготовило и сдало в эксплуатацию для силовых ведомств страны 34 единицы катеров и кораблей. До недавнего времени завод был режимным объектом. Однако постановлением правительства в этом году предприятие лишилось этого статуса.

Бывший генеральный директор завода Вячеслав ВАЛИЕВ проработал здесь более 50 лет, 33 из которых - руководителем. После ухода с поста первого руководителя в апреле 2023-го он остался на заводе в качестве советника нового гендиректора. Однако в ноябре прошлого года ушел и с этой должности, потому что, как он заявил нам, не в силах “видеть, какая ситуация разворачивается вокруг родного ему предприятия”.

- Все началось летом 2023 года, когда во время совещания в Астане от тогдашнего министра индустрии и инфраструктурного развития Марата КАРАБАЕВА прозвучало заявление, что компания из Турции будет строить верфь в Актау, а взамен ей продадут завод “Зенит”. Через время на завод приехали представители турецких компаний ASFAT и YDA. Им показали завод, а я спросил, что они хотят. Если хотите работать с заводом, то давайте на договорных условиях. Они сказали, что нет, они так не работают, им необходимо это предприятие взять в собственность. После этого между компаниями ASFAT и YDA с турецкой стороны и НК “Казахстан инжиниринг” и заводом “Зенит” с казахстанской стороны был подписан протокол о сотрудничестве, в котором среди прочего предусмотрено, что через развитие и модернизацию завода турецкая сторона готова вкладывать инвестиции в верфь. И с этого все началось. Затем появилось постановление правительства о передаче завода в конкурентную среду. Потом появилось постановление о снятии режимности. С самого начала всей этой истории я обращался во все вышестоящие инстанции и говорил, что если завод пытаются продать, то необходимо сделать это с выгодой для нашей страны, объявив конкурс. Однако в результате появилось постановление правительства о возможности продажи предприятия адресно стратегическому инвестору, без проведения конкурса, - рассказал Валиев.

Сейчас идут юридические процедуры, в результате которых инвестору может отойти около 74 процентов акций, у государства в лице национальной компании “Казахстан инжиниринг” останется 26 процентов плюс золотая акция. По словам Вячеслава Валиева, такой мизерный процент акций не позволит заводу в будущем влиять на решение инвесторов по ключевым вопросам деятельности предприятия.

Между тем кроме продажи иностранному инвестору и соз­дания совместного предприятия существует ряд других форм производственной кооперации, которые при желании могут успешно реализовываться казахстанской стороной во взаимодействии с любыми иностранными, в том числе турецкими компаниями. Однако министерство почему-то предпочло выбрать наименее выгодную для отечественного предприятия и собственно государства форму кооперации.

На данный момент известно, что завод прошел оценку, согласно которой его стоимость примерно 6 млрд тенге. Бывший генеральный директор в недоумении. Цена некоторых кораблей, изготавливаемых заводом, выше, а здесь - оборудование полного производственного цикла изготовления катеров и кораблей (от заготовок до готового изделия) на своей производственной базе, здания, сооружения, земля, инфраструктура… Возникает подозрение, что завод почему-то решили продать за копейки.

- Завод может строить суда водоизмещением до тысячи тонн, а более крупные - танкеры, сухогрузы, баржи, вспомогательные суда - необходимо уже производить на предприятиях, которые находятся ближе к морю. Основная часть оборудования для производства таких судов на заводе есть. Здесь можно делать отдельные части, а сборку производить в Актау. Но эта турецкая компания собирается строить там верфи, вкладывая, как я слышал, около 130 млрд тенге. Но мы же понимаем, что эта верфь не будет окупаема. Это на какой объем производства надо рассчитывать, чтобы окупить такие средства? Вот поэтому в качестве страховки они хотят забрать завод “Зенит”, - говорит Вячеслав Валиев.

В настоящее время у завода есть заказы, которые он, как юридическое лицо, обязан выполнить в любом случае. Более того, завод включен в реестр отечественных предприятий - исполнителей оборонного заказа. Что будет с новыми заказами - неизвестно.

До 2024 года на заводе работало около 800 человек. Однако в Актау еще даже не начинали строить верфь, а на “Зените” уже стали сокращать рабочий персонал. В октябре-декабре прошлого года, как утверждает Валиев, сократили порядка 70 единиц, еще около 80 единиц планируют в этом году. В основном сокращение происходит за счет увольнения пенсионеров и ликвидации штатных единиц уволившихся работников, взамен которых никого не принимают. Сокращение персонала связывают именно с приходом нового собственника, который максимально оптимизирует свои затраты.

Быший директор говорит, что сотрудники завода опасаются, что в будущем территорию предприятия, а это более 20 гектаров в центре города, планируют застроить элитным жильем и торговыми центрами. С такой идеей уже выступил известный казахстанский архитектор Айдар ЕРГАЛИ, интервью с которым было опубликовано в западно-казахстанской общественно-политической газете “Надежда”.

За годы своего существования завод построил 84 жилых многоэтажных дома, школу, пять детских садов, стадион, кинотеатр, больницу, первую газовую котельную, газопроводы.

Валиев опасается, что предприятию с 80-летней историей приходит конец от необдуманных действий правительства. Но следует отметить, что не все эксперты так категоричны.

Его оппоненты отмечают, что рано еще говорить про потерю казахстанского флота и посыпать голову пеплом. Договор о строительстве верфи в Актау на данный момент находится пока лишь на стадии переговоров. Руководитель некоммерческого объединения юридических лиц “Ассоциация предпринимателей морского транспорта” Куаныш ЕСЕТОВ говорит, что инвестор из Турции в раздумьях, взвешивает все за и против.

- Если бы было принято решение о начале строительства, то эта новость прогремела бы на всю страну. Но пока об этом говорить рано, процесс находится на стадии переговоров. Пока нет никаких конкретных документов, договоров, - отметил Куаныш Есетов.

Возможно, бывший директор где-то и перегибает палку, однако еще раз изучить и оценить последствия сделки с иностранным инвестором вряд ли будет лишним.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото предоставлены Вячеславом ВАЛИЕВЫМ, Актау

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть