676

Ищите причину в себе

Мошеннические кредиты при определенных условиях частично либо полностью будут покрывать сами банки. Соответствующие законодательные поправки сейчас рассматривают парламентарии. Об этом заявил банковский омбудсмен Дархан НУРПЕИ­СОВ в среду на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

Ищите причину в себе

Журналисты, задавая вопрос омбудсмену, заметили, что сегодня, даже несмотря на добровольный отказ гражданина от получения кредитов, мошенники могут навешать на него онлайн-заем.

Если все-таки выяснится, что кредит оформ­лен обманом и деньги получил мошенник, кто будет нести ответственность?

- Факт мошенничества должен быть установлен правоохранительными органами. В таком случае будет решаться вопрос возмещения заемщику этих потерь. Сейчас в парламенте рассматриваются законодательные поправки, которые будут регулировать такие ситуации, - заявил Нурпеисов. - А вообще, эти проблемы не вытекают из тех ограничений, которые установлены законодательством. Они появляются из-за слабой финансовой грамотности населения и недостаточной ответственности. У вас всегда есть возможность проверить, мошенник звонит или банковский сотрудник, просто позвонив в колл-центр банка или уполномоченного органа, особенно когда вам предлагают взять кредит.

Вместе с тем он прокомментировал такой часто обсуждаемый в обществе вопрос, как возможность запрета онлайн-кредитов:

- Мы должны исходить из принципа не запрещения, а ограничения определенных проблемных моментов. Онлайн-кредиты - это новые возможности. Этот продукт позволяет легко получить кредит при необходимости. Мы не должны останавливать прогресс, развитие банковских продуктов.

Нурпеисов не видит однозначной причинно-следственной связи между чрезмерной закредитованностью населения и агрессивной рекламой банковских продуктов, поскольку ответственность лежит на самих гражданах. Они не должны поддаваться рекламе, брать кредиты и покупать вещи, которые не столь необходимы.

По официальной статистике, с 23 декабря 2024-го по 20 января 2025 года в адрес банковского омбудсмена поступило более 550 официально зарегистрированных заявлений, связанных с урегулированием разногласий по банковским займам. А общее количество обращений по всем каналам связи за этот период составило свыше 960.

Дархан Нурпеисов подчеркнул, что банковский омбудсмен рассматривает обращения исключительно на досудебной стадии. Если уже вынесено судебное решение, исполнительная надпись или подан иск, такие обращения не подлежат рассмотрению омбудсменом.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть