Блокада на границе
15 января в Казахстане вступают в силу новые правила международных автоперевозок
Министерство транспорта утверждает, что они направлены на борьбу с теневыми схемами. Однако представители бизнеса уверены, что ужесточение регламента грозит катастрофическими последствиями для всей отрасли и ставит под удар работу добросовестных перевозчиков.
Что это за правила? Обновленная разрешительная система, утвержденная Минтранспорта, ужесточает контроль за использованием так называемых дозволов - документов, разрешающих проезд по территории иностранного государства.
Одно из ключевых новшеств касается сроков: после получения дозвола автомобиль должен выехать за пределы Казахстана в течение 30 календарных дней. Столько же дается на возврат бланка в транспортную инспекцию после возвращения в страну. Нарушение срока грозит запретом на использование дозволов до полугода.
Во-вторых, количество дозволов на каждую машину будет ограничено. Заменить разрешение можно только до выезда за границу, а для дефицитных бланков замена вообще невозможна. Кроме того, если автоперевозчик в течение года не использовал шесть иностранных бланков разрешения, VIN-код (17-значный уникальный идентификационный номер) транспортного средства компании внесут в черный список. Даже при продаже эту машину нельзя будет использовать для международных перевозок.
Министерство называет эти меры необходимыми для борьбы с нелегальной перепродажей бланков, однако перевозчики заявляют, что проблемы коснутся всех участников рынка, включая честных.
- Летом наш грузовик должен был забрать товар из Франции, но из-за беспорядков в той стране мы отменили поездку. Машина вернулась из Германии, использовав другие дозволы. Французский бланк остался неиспользованным. А какое теперь будет наказание в системе за неиспользованный бланк? Отклонение от перевозочного процесса на шесть месяцев для всей компании! Как в таких условиях платить лизинг и задолженность по кредитам? У многих перевозчиков машина или их единственное жилье находится под залогом. Куда денутся наши водители? Им семьи кормить надо. Вы подставляете всех! А если мы хотим следовать этому приказу, то нам следовало бы стоять два месяца и ждать, пока беспорядки во Франции закончатся, - привел живой пример директор логистической компании Владимир СТЕПЧЕНКО.
Одна из главных претензий бизнеса - отсутствие учета реальной ситуации на границах. В среднем транспорт простаивает на госрубежах 30 дней из-за досмотров или санкций.
- А вы знаете, что на территории Китая можно попасть под досмотр и машины по 20-25 дней могут просто стоять, не выезжая? А если груз не выйдет из Казахстана в течение месяца, машину заблокируют на полгода. Как работать в таких условиях? И таких ситуаций много. Вот сейчас мы хотим развивать средний коридор. Но в порту Курык (на Каспии. - Т. Г.) стоит порядка 900 машин. Как я выеду за 30 дней? Там (в Прикаспийском регионе. - Т. Г.) только три-четыре дня надо ехать до порта Курык, а потом паром за один раз принимает не больше 35-40 машин. Поэтому все мои бланки сгорят, - выступил замглавы международной автомобильной компании-перевозчика Ерлан АБСАТОВ.
- Нужно убрать пункт блокировки авто по VIN-коду. Я могу перечислить вам как минимум с десяток причин, не зависящих от перевозчиков, по которым весь парк перевозчиков Казахстана вылетит в блок через пару месяцев! Мы были в ноябре на границе, у нас были белорусские дозволы, были заявки, договоры, груз, но мы не смогли заехать по факту. Стояли две недели, пытались выловить очередь, но не удалось. В итоге два белорусских дозвола сдали. По новым правилам мне бы блокнули две машины! - добавила представительница другого перевозчика.
В поездках часто случаются непредвиденные обстоятельства - поломки, изменение маршрутов, задержки. Новые правила этого не учитывают.
- Мы взяли бланк разрешения на Литву, загрузились - и у нас сломался двигатель, два месяца делали ремонт. Если по новому приказу, то нашу машину наказали, автоматически лишили бы права работать! - отметила Любовь ШАТЕРНИКОВА.
Но Минтранс непреклонен - утверждает, что приказ прошел согласования на всех уровнях. Но проблемы бизнеса пообещал учесть.
- Пока правила не вступили в силу, говорить о последствиях преждевременно. Это как делить шкуру неубитого медведя. В силу своего опыта работы на госслужбе я скажу, что так всегда происходит: пока приказ не вышел, все предрекают самое худшее. Но мы делаем шаг в борьбе с недобросовестными перевозчиками, которых очень много на рынке, - парировал все недовольные замечания зампредседателя комитета автотранспорта и транспортного контроля Минтранса Бахытжан КАЧАКОВ, пообещав сесть за стол переговоров с бизнесом на следующей неделе.
Нацпалата предпринимателей “Атамекен” тоже выступила с критикой новых правил. Перевозчики, отметил зампред правления палаты Мурат АМРИН, не против наказания нелегалов, но правила должны учитывать, что бизнес и так испытывает давление на международных рынках, связанное с санкциями и очередями.
Перевозчики опасаются, что новые правила лишат казахстанский бизнес конкурентоспособности. На фоне роста спроса на транспортировку между Китаем и Европой иностранные игроки, не связанные этими ограничениями, получат преимущество.
- Клиенты выберут скорость, а не бюрократию. Казахстанские компании проиграют российским, белорусским и узбекским перевозчикам - нашим конкурентам, - посчитал нужным предупредить представитель логистической компании Ерлан Абсатов.
Смогут ли стороны найти компромисс, покажет начало 2025 года.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана