Они нам так насоветуют...
Эксперты назвали причину деградации отдельных казахстанских чиновников. Они объясняют это привычкой обращаться за помощью к иностранным консультантам во всех ключевых сферах, из-за чего госаппарат утратил способность к самостоятельным решениям и своему мнению. Острую тему подняли на пресс-конференции в Астане.
- Иностранные аудиторы давно доминируют в Казахстане, - заявил глава коллегии аудиторов Владимир МУРАШОВ. - 82 процента компаний фонда “Самрук-Казына” и более 60 процентов стратегических объектов страны обслуживаются международными аудиторами. Из 20 банков второго уровня 17, включая Национальный банк, передали свои аудиторские задачи в руки представителей “большой четверки”. Даже Нацфонд Казахстана с момента своего основания бессменно аудируется “большой четверкой”.
По словам Мурашова, международные аудиторские гиганты, известные как “большая четверка” (Ernst & Young, KPMG, PwC, Deloitte), не раз становились фигурантами скандалов, связанных с утечкой данных и коррупцией.
А эксперт НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности Данияр НУРСЕИТОВ обратил внимание на то, что иностранные консалтинговые компании создали внушительное присутствие в Казахстане: McKinsey, BCG и “большая четверка” имеют в общем свыше 3000 сотрудников.
Нурсеитов привел конкретные примеры расточительных контрактов. Так, АО “Пассажирские перевозки”, несмотря на миллиардные убытки, наняло Deutsche Bahn за 8 млрд тенге для разработки бизнес-плана. АО “Қазақстан темір жолы” заплатило KPMG 319 млн тенге за ликвидацию юридических лиц - втрое больше собственного годового дохода. “Казахтелеком” потратил 893 млн тенге на стратегию цифровой экосистемы от PwC, хотя в компании действует комитет по стратегическому планированию.
- Государство платит дважды: миллионы уходят топ-менеджерам за работу, которую они не выполняют, и иностранным консультантам за задачи, которые должны решать штатные сотрудники. Например, бюро по туризму Алматы наняло KPMG для анализа перспектив внутреннего туризма в городе. Однако эти функции, по идее, должен выполнять “Казахтуризм”. QazTrade вместо выполнения своих прямых обязанностей заказывает у PwC исследования и мониторинг экспортных рынков для пищевой, легкой, машиностроительной и химической промышленности. Зачем нужен QazTrade, если его задачи выполняют консультанты? В мае 2024 года “Самрук-Казына” нанял KPMG для консультаций по управлению рисками. Это ярко демонстрирует неспособность топ-менеджмента холдинга самостоятельно справляться с ключевыми задачами, - заявил Нурсеитов.
Особую тревогу у него вызывает роль иностранных советчиков в законодательной деятельности. McKinsey и BCG участвовали в разработке ключевых документов Казахстана - от “Дорожной карты конкурентоспособности” и “Цифрового Казахстана” до стратегии зеленой экономики.
По мнению Нурсеитова, бывшие сотрудники “большой четверки” занимают ключевые посты в Нацбанке, “Самрук-Казына” и других организациях, лоббируя интересы своих бывших работодателей. Кроме того, международные финансовые институты, такие как МВФ и Всемирный банк, активно продвигают услуги крупных консалтинговых компаний, делая их привлечение обязательным условием для предоставления займов.
Эксперты предложили ввести мораторий на закупку услуг иностранных консультантов, сосредоточив внимание на развитии местных кадров и аналитических институтов. Далее, по их мнению, необходимо пересмотреть закон “Об аудиторской деятельности”, отменив монополию профессионального совета и передав его функции в конкурентную среду. Они также призвали ограничить доступ иностранных фирм к стратегическим объектам и исключить из советов директоров квазигоссектора лиц, связанных с иностранными консалтинговыми компаниями. Спикеры заявили и о важности анализа нормативных актов, принятых под влиянием международных организаций, чтобы исключить положения, которые могут угрожать суверенитету страны.
Тогжан ГАНИ, Астана