952

Перевалочные узлы с персональной ответственностью

Казахстан хочет построить пять торговых центров и транспортно-логистических хабов на границе с соседними странами

Перевалочные узлы с персональной ответственностью

Это позволит сократить время прохождения грузов, повысить объем промышленного производства, нарастить на 30 процентов несырьевой экспорт и увеличить налоговые поступления. О планах создания узловых точек рассказал министр торговли и интеграции Арман ШАККАЛИЕВ во вторник на заседании правительства.

На границе с Кыргызстаном в зоне пунктов пропуска “Карасу” и “Ак-Тилек” в 2026 году запустят индустриальный торгово-логистический комплекс, который будет предоставлять услуги хранения и предпродажной подготовки продукции, консолидации и перераспределения товаров по оптовым партиям. Товары будут перемещать через новый мост, который нач­нут строить в 2025-м.

- По итогам заседания межправсовета акимату Алматинской области поручено проработать инициативу кыргызской стороны по совместному (50 на 50) созданию логистического центра - овоще- и фруктохранилища близ Алматы. Реализация проекта повысит обеспеченность региона ранней и свежей плодоовощной продукцией из Кыргызстана, - отметил Шаккалиев.

Вблизи пунктов пропуска “Атамекен” (Казахстан) и “Гулистан” (Узбекистан) по­явится международный центр промышленной кооперации (МЦПК) “Центральная Азия”, который станет крупнейшим в регионе центром консолидации, обработки и дистрибуции грузопотоков, а также производственной кооперации в рамках коридора “Север - Юг”. Центр будет состоять из производственных площадок, складов для хранения, а также из транспортной инфраструктуры. Это, полагают в Минторге, позволит ускорить доставку грузов и уменьшить затраты на логистику, сократить количество участников в цепи поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок.

- Центр обеспечит создание новых производств, рабочих мест, переработку сельскохозяйственной и промышленной продукции, производств в сфере машиностроения и металло­обработки, фармацевтики, электротехнической, химической, кожевенной и текстильно-швейной продукции. Создание МЦПК будет стимулировать увеличение взаимного товарооборота до 10 млрд долларов в ближайшие пять лет, - бодро продолжил министр.

Между тем в 2026 году на примыкающей к аэропорту Уральска территории должен появиться центр трансграничной торговли “Евразия” - узловая точка грузопотоков с выходом на российские Оренбург, Саратов, Самару и на крупнейшие федеральные округа РФ, а также на страны Восточной Европы.

Рассказал глава Минторговли также о проекте “Хоргосский узел”, призванном интегрировать инфраструктурные объекты: СЭЗ “МЦПС “Хоргос”, “Хоргос - Восточные ворота”, контрольно-пропускной пункт “Нур-Жолы”, железнодорожную станцию Алтынколь и железнодорожный терминал “Сухой порт”. Этот проект, считает Шаккалиев, даст импульс развитию торгово-экономического сотрудничества на границе Казахстана и Китая.

Каспийский же узел будет ориентирован на страны Прикас­пийского региона - Азербайджан, Туркменистан, Иран и Россию с совокупным населением более 100 млн человек.

- Проект предусматривает строительство площадки для хранения контейнеров и перегрузки из вагонов в морские контейнеры, а также предоставление качественного сервиса по их обработке. “Каспийский узел” позволит нарастить объем транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, а также развить контейнерную линию Туркменбаши - Актау - КНР, - проинформировал министр.

Еще один проект в рамках развития хабов на “Каспийском узле” - строительство контейнерного хаба в морском порту Актау, который завершат во втором квартале 2025 года.

В своем выступлении премь­ер-министр Олжас БЕКТЕНОВ напомнил об идее главы государства превратить Казахстан в основной транспортный хаб в Центральной Азии.

- Для этого необходимо эффективно использовать потенциал коридоров “Восток - Запад”, “Север - Юг” и Транскаспийский международный транспортный маршрут. Они обеспечат выход на рынки Китая, стран Персидского залива, Кавказа и Европы, - подчеркнул премьер, при этом сославшись на мировой опыт в качестве успешных примеров.

По его мнению, полноценный запуск в Казахстане пяти хабов позволит привлечь инвестиции и технологии, реализовать важные проекты, создать новые постоянные рабочие места.

К примеру, хаб “Центральная Азия” на границе с Узбекистаном позволит увеличить пропускную способность железно­дорожной инфраструктуры на 20 млн тонн в год. Создание контейнерного хаба в порту Актау увеличит перевалку грузов с 92 тысяч до 300 тысяч контейнеров в год.

Бектенов поручил министерствам иностранных дел, торговли и интеграции, а также акиматам сформировать пул потенциальных иностранных инвесторов на каждый из хабов.

- В целом система хабов должна сформировать единое торгово-транспортное пространство с нашими торговыми партнерами. Это значительно увеличит товарооборот между странами и укрепит стратегические отношения с соседними государствами, - заключил премьер и добавил: - Еще раз обращаю внимание на персональную ответственность руководителей госорганов и акиматов за завершение строительства хабов и их деятельность.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть