4549

Много хлеба, мало пользы

Министр сельского хозяйства Айдарбек САПАРОВ заверил, что основные продукты питания в Казахстане почти полностью обеспечиваются за счет местного производства. Но почему же казахстанцы продолжают тратить половину своих доходов на еду, а здоровье граждан страдает от неправильного питания?

Много хлеба,  мало пользы

На парламентских слушаниях в сенате глава Минсельхоза заявил, что по многим категориям продовольствия Казах­стан имеет значительные излишки.

- Например, по муке обеспеченность превышает потребность в 2,4 раза (потреб­ление - 1,4 миллиона тонн, производство - 3,3 миллиона), по рисовой крупе - в 1,7 раза, подсолнечному маслу - в 1,7, по баранине обеспеченность составляет 106 процентов, говядине - 101 процент! - торжественно перечис­лил министр.

Этот год оказался особенно успешным: намолочено 26,7 миллиона тонн зерна, что в 1,5 раза больше прошлогоднего результата. Производство мяса птицы выросло на 10 процентов, говядины - на 6, молока - на 4 процента. Рост производства наблюдается и по рису, гречихе, масличным культурам и картофелю.

- Практически по всем основным продуктам питания страна обеспечивает себя сама за счет собственного производства от 80 до 100 процентов и выше! Импортозависимость имеется лишь по пяти товарам. Сахаром Казахстан обеспечивает себя сам на 42 процента, сыром и творогом - на 57, мясом птицы - на 73, колбасными изделиями - на 60, рыбой - на 54 процента, - доложил Сапаров. 

По словам министра, для решения этих проблем до 2027 будет реализовано 780 инвест­проектов на сумму 2,3 триллиона тенге, из них 170 проектов - для снижения зависимости от импорта.

Заместитель премьер-министра Серик ЖУМАНГАРИН отметил, что некоторые из этих вопросов удастся решить быстрее. Например, уже идут переговоры с мировыми лидерами в производстве сыра и творога о создании крупных перерабатывающих предприятий в Казахстане. И со слов Жумангарина, эти проекты полностью покроют внутренние потребности.

С мясом птицы ситуация также вселяет оптимизм: Казахстан близок к самообеспеченности и вскоре сможет начать экспорт. Однако с колбасой, рыбой и сахаром проблемы сложнее.

- По колбасным изделиям это связано прежде всего с национальными предпочтениями, а во-вторых, с высокой стоимостью мяса в стране. Если у нас делают колбасу, то она довольно дорогая, хотя и очень качественная. Например, наши соседи используют другое мясо для производства колбас. В своей стране лучше кушать качественное мясо! - считает Серик Жумангарин.

По его данным, в Туркестанской области будет создан крупный животноводческий кластер по австралийской модели. Это позволит удешевить мясо, сохранив его качество. Власти планируют полностью закрыть потребность в колбас­ных изделиях к 2027-2028 годам.

- По рыбе очень странная ситуация. Несмотря на то что у нас есть определенный дефицит, рыбная продукция большим спросом не пользуется, к сожалению. Но и сами вы, наверное, видите: рыба идет чаще как вспомогательное блюдо, в том числе на торжествах. Полезное очень блюдо, но в рационе казахстанцев достойное место не занимает. Тем не менее мы должны довести уровень самообеспеченности рыбой до 70-80 процентов, - заявил вице-премьер, перечислив инвестпроекты, которые к этому приведут.

Но самый тернистый путь к независимости у сахара.

- Мы можем очень быстро нарастить площади сахарной свек­лы, но нам негде ее перерабатывать. Сейчас ведется работа с инвесторами по строительству нового сахарного завода. Это очень дорогой проект и долгий - его реализация займет 2-3 года. Поэтому в среднесрочной перспективе нам придется выходить за счет импортного сахара и своей максимальной переработки: мы сможем произвести 120 тонн сахара плюс модернизируем свои заводы, и прибавится еще 50 тысяч тонн. Но нам нужно производство как минимум 1 миллиона тонн сахара в год. По всем остальным позициям у нас сомнений нет - продовольственная безопас­ность страны будет укреплена! - объявил Жумангарин.

Несмотря на успехи сельского хозяйства, казахстанцы продолжают тратить на продукты около половины своих доходов. Этот показатель характерен для беднейших стран мира.

- На хлебобулочные изделия и крупы у казахстанцев уходит 8 процентов расходов, на мясо - 17 процентов, на молочные продукты - 5 процентов, овощи, фрукты, сахар и кондитерские изделия - по 4 процента. В общей структуре доля расходов на продукты питания и безалкогольные напитки по-прежнему в районе 50 процентов, - констатировал Жумангарин.

Если доступность еды остается проблемой для кошельков граждан, то ее качество угрожает здоровью. По замечанию депутатов, норма содержания ГМО, пестицидов и антибиотиков в продуктах на полках магазинов часто превышена, однако государственные проверки стали редкостью. Сенатор Арман УТЕГУЛОВ отметил, что власти ориентируются на количественные показатели в части продуктов питания и не уделяют должного внимания их качеству.

- К сожалению, люди совершенно не информированы о наличии в продуктах таких вредных веществ. Накануне парламентских слушаний мы посетили рес­публиканскую медико-ветеринарную лабораторию и получили информацию об их работе. Например, из 1375 исследованных в 2019 году пищевых продуктов в 21 было обнаружено превышение нормы ГМО. Однако из-за снижения объемов госзаказа в последние годы резко сократились и проверочные мероприя­тия. В 2023 году было взято всего 320 проб. Но информации о результатах испытаний почти нет, - посетовал Утегулов.

По его словам, развитые страны приняли специальный закон, регулирующий вопрос ГМО.

- Нам тоже необходимо принять такой закон! - заявил депутат.

Он также обратил внимание на использование гормонов роста в животноводстве и чрезмерное применение удобрений, что негативно сказывается на здоровье казахстанцев. Особенно тревожит здоровье школьников. Вице-министр здравоохранения Тимур СУЛТАНГАЗИЕВ даже привел ужасающую статистику:

- В Казахстане отмечается высокий уровень потребления соли - 17 граммов в сутки при рекомендуемом ВОЗ уровне до 5 граммов. Более 16,7 процента детей в возрасте 6-9 лет еже­дневно потребляют сладкие напитки. Как следствие, каждый пятый ребенок в стране (20,6 процента) имеет избыточную массу тела, из них 6,6 процента -

ожирение. Нами принято 439 мер оперативного реагирования, снято с реализации более двух тонн продукции, - отметил вице-министр, подчеркнув, что неправильное питание является одним из факторов преждевременной смерти.

В то время как правительство гордилось рекордными урожаями и планами по экспорту, глава сената Маулен АШИМБАЕВ задал вопрос, на который ответ так и не прозвучал:

- Да, мы порядка 27 миллионов тонн зерновых получили. Ну и что дальше? Часть зерна, возможно, осталась под открытым небом, потому что не хватило мест на элеваторах. Известные же факты. Цена упала. Дальше с ним что делать? В Кыргызстане и Афганистане у нас сильная конкуренция по зерну. Азербайджанцы, насколько я знаю, сейчас у нас не берут. Это же наши ключевые рынки. Значит, надо наши рынки не упускать. Куда теперь девать эту продукцию? Как поддерживать наших сельхозпроизводителей, предпринимателей в агросекторе? -

с горечью задался вопросами глава сената, завершая заседание.

А казахстанцы, слушая оптимистичные доклады о самообеспеченности, размышляли о другом. Если население тратит на еду половину бюджета, это не безопасность, а скрытый кризис. Казахстан может стать экспортным гигантом, но не следует ли ему ответить на более важный вопрос: сможет ли он накормить своих граждан качественно и доступно? Эти вопросы также остаются без ответа.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

Свежее