Атаковали со всех сторон
В 2024 году каждый второй пользователь в Казахстане столкнулся с телефонным мошенничеством, более 30 процентов систем промышленной автоматизации страны атакованы вирусами и вредоносными программами.
Доля пользователей в Казахстане, получавших спам-звонки, с января по ноябрь составила 72,4 процента. Самой распространенной уловкой были звонки, в которых злоумышленники просили назвать код из SMS под разными предлогами: представлялись сотрудниками “Казпочты” и сообщали о доставке заказного письма или работниками “Алматы Су” якобы по поводу поверки счетчиков. Выдавали себя за сотрудников мобильных операторов, представителей банков, правоохранительных органов. Не теряет актуальности схема с розыгрышем призов: пользователю сообщают, что ему достался автомобиль или другая ценная вещь, а потом перенаправляют на фишинговый сайт, где нужно ввести свои данные.
- Схемы могут меняться, но подход остается прежним. Мошенники воздействуют на эмоции человека, пытаются запугать, чтобы он не успел критически обдумать происходящее. Даже если речь идет об очень важном деле, нужно не полениться и самостоятельно проверить информацию. Если позвонили из банка - сходить в отделение или позвонить на официальную горячую линию, а не переводить куда-то деньги, - рекомендует управляющий директор “Лаборатории Касперского” в Казахстане, Средней Азии и Монголии Валерий ЗУБАНОВ.
В этом году пострадали не только люди, но и техника: 32,5 процента компьютеров автоматизированных систем учета атакованы вредоносным программным обеспечением. Чаще всего атакуют компании, которые работают с биометрическими данными (45,9 процента).
Даже непродолжительные сбои в работе могут нанести серьезный ущерб предприятию, а в некоторых случаях повлиять на повседневную жизнь казахстанцев. А ведь многие компании, государственные институты стремятся к полной цифровизации, что создает дополнительные риски в сфере кибербезопасности.
Анастасия КОВАЧ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

