1432

Атаковали со всех сторон

В 2024 году каждый второй пользователь в Казахстане столкнулся с телефонным мошенничеством, более 30 процентов систем промышленной автоматизации страны атакованы вирусами и вредоносными программами.

Атаковали со всех сторон

Доля пользователей в Казахстане, получавших спам-звонки, с января по ноябрь составила 72,4 процента. Самой распространенной уловкой были звонки, в которых злоумышленники просили назвать код из SMS под разными предлогами: представлялись сотрудниками “Казпочты” и сообщали о доставке заказного письма или работниками “Алматы Су” якобы по поводу поверки счетчиков. Выдавали себя за сотрудников мобильных операторов, представителей банков, правоохранительных органов. Не теряет актуальности схема с розыгрышем призов: пользователю сообщают, что ему достался автомобиль или другая ценная вещь, а потом перенаправляют на фишинговый сайт, где нужно ввести свои данные.

- Схемы могут меняться, но подход остается прежним. Мошенники воздействуют на эмоции человека, пытаются запугать, чтобы он не успел критичес­ки обдумать происходящее. Даже если речь идет об очень важном деле, нужно не полениться и самостоятельно проверить информацию. Если позвонили из банка - сходить в отделение или позвонить на официальную горячую линию, а не переводить куда-то деньги, - рекомендует управляющий директор “Лаборатории Касперского” в Казахстане, Средней Азии и Монголии Валерий ЗУБАНОВ.

В этом году пострадали не только люди, но и техника: 32,5 процента компьютеров автоматизированных систем учета атакованы вредоносным программным обеспечением. Чаще всего атакуют компании, которые работают с биометрическими данными (45,9 процента).

Даже непродолжительные сбои в работе могут нанести серьезный ущерб предприятию, а в некоторых случаях повлиять на повседневную жизнь казахстанцев. А ведь многие компании, государственные институты стремятся к полной цифровизации, что создает дополнительные риски в сфере кибер­безопасности.

Анастасия КОВАЧ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть